Самолёт студентов МТУ «ИТУ».

Разработчик: Воздухоплавательный кружок МТУ (Московское техническое училище)
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1911 г.

Самолет ИТУ был построен по инициативе и силами студентов училища — членов воздухоплавательного кружка, учеников Н.Е.Жуковского, — в порядке самодеятельной работы. В кружке была создана «комиссия по постройке самолета» в которую вошли студенты А.Н.Туполев, Б.Н.Юрьев и А.А.Комаров. В целях изыскания средств комиссией была устроена платная выставка в училище, был организован полет аэростата со двора училища, некоторые суммы были собраны за счет пожертвований частных лиц и организаций. На полученные таким путем деньги были приобретены двигатель «Anzani» мощностью 30 л.с. и некоторые строительные материалы.

С самолета «Блерио-XI» были сделаны чертежи и получился аппарат, похожий на самолет «Блерио», хотя и не копия его. Постройка производилась в мастерских училища, сборка — в аэродинамической лаборатории. В это время А.Н.Туполев, один из активных строителей самолета, был арестован за участие в революционном движении и выслан из Москвы. Хлопоты за него Н.Е.Жуковского не помогли.

Летом 1911 года самолет был вывезен на Ходынское поле. Первым испытал его летчик Михаил Сципио дель Кампо, потом летали студенты А.В.Духовецкий, А.М.Шатерников, Б.Н.Юрьев и другие. Это были небольшие полеты по прямой. Самолет был построен значительно прочнее «Блерио», но оказался и тяжелее его. В 1912 году двигатель был с него снят и переставлен на геликоптер Б.Н.Юрьева. В 1913 году этот же двигатель был вновь поставлен на самолет, на котором было сделано еще много полетов. Неоднократно его ломали, снова чинили и все же самолет с пользой просуществовал почти до самого начала Первой Мировой войны.

ЛТХ:

Самолет: «ИТУ»
Год выпуска: 1911
Длина самолета, м: 7
Размах крыла, м: 8,6
Площадь крыла, м2: 14
Нагрузка на крыло, кг/м2: 23,0
Двигатель, марка: 1 х ПД «Anzani»
-мощность: 1 х 30
Масса пустого, кг: 220
Масса топлива + масла, кг: 30
Масса полной нагрузки, кг: 100
Полетная масса, кг: 320
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2: 23
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс: 13
Весовая отдача, %: 31
Скорость максимальная у земли, км/ч: 70

Самолет ИТУ и его строители - студенты Технического училища.

Студенты Технического училища у самолета ИТУ.

Студенты Технического училища у самолета ИТУ.

2..

Н.Е.Жуковский с первыми русскими летчиками и членами воздухоплавательного кружка ИМТУ. В центре — Н.Е.Жуковский, справа от него — М.Л.Ефимов, Б.К.Габер-Влынский, Б.И.Россинский, слева — А.А.Васильев, Б.С.Масленников. На заднем плане самолет ИТУ.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
П.Д.Дузь. История воздухоплавания и авиации в России.