Геликоплан К.А.Антонова.

Разработчик: К.А.Антонов
Страна: Российская Империя
Первый пролет: 1910 г.

В 1907 году военный инженер Учебного воздухоплавательного парка, капитан Константин Александрович Антонов разработал собственный проект геликоптера, в этом же году подал заявку, а в 1912 году получил «Привилегию» на «Геликоплан» который он в 1909-1910 годах построил и испытывал в Санкт-Петербурге.

По схеме это был соосный геликоптер с двумя большими многолопастными винтами и малым винтом для горизонтального перемещения аппарата. Каждый несущий винт, согласно проекта, состоял из 16 лопастей в виде треугольных платин (аллюминиевые рамы обтянутые полотном). Угол установки лопастей можно было менять до 0°, при котором предполагалось планирование, парашютирование и облегчение раскручивания при запуске.

Винты приводились в движение двигателем мощностью 35 л.с. посредством зубчатых передач и валов. Цилиндры двигателя должны были располагаться вокруг валов несущих винтов. Антонов писал: «Для симметрии относительно оси аппарата цилиндры мотора размещены рядом один с другим, образуя вместе сомкнутый круг около оси.» Топливный бак должен быть расположен над двигателем, и иметь цилиндрическую форму, также кольцом охватывающую валы винтов.

Конструкция аппарата базировалась на трех ориентирующихся колесах.

Сделав в 1907 году заявку на привилегию, К.А.Антонов приступил к постройке своего аппарата на заводе Лесснера в Санкт-Петербурге. Из-за финансовых трудностей постройка геликоптера была закончено только в начале 1910 года. Он почти полностью соответствовал проекту, но двигатель был установлен обычный, автомобильный мощностью 35 л.с. Кроме того несущие винты стали 24-лопастными, диаметром свыше 8 метров.

При испытании все «… механизмы работали исправно, но подняться в воздух аппарат не мог». Антонов, затратив на постройку геликоптера все свои сбережения и убедившись в безуспешности дальнейших попыток оторваться от земли, уничтожил свое детище. Нерационально выбранные параметры аппарата погубили дело. Начальник Учебного воздухоплавательногог парка А.М.Кованько в своем отчете, в конце 1909 года предсказывал геликоптеру Антонова неудачу: «Наш инженер, капитан Антонов тоже строит вот уже более двух лет геликоптер, но могу с уверенностью сказать, что толку от этого аппарата не будет.»

Геликоплан конструкции К.А.Антонова.

Геликоплан конструкции К.А.Антонова.

Геликоплан конструкции К.А.Антонова.

Геликоплан конструкции К.А.Антонова. Схема из патента.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
В.Р.Михеев. Вертолеты дореволюционной России.