УЧЕБНЫЙ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЙ ПАРК.
Учебный воздухоплавательный парк (УВП) (февраль 1885 г. — май 1910 г.) — военное учебное заведение Русской Императорской Армии в окрестностях Санкт-Петербурга (Волкова Деревня), для подготовки аэронавтов-офицеров воздухоплавательных частей.
22 декабря 1884 года видный русский реформатор и военный министр генерал П.С.Ванновский выступил на Военном совете: «… Государь Император, признавая необходимым предоставить … средства для основательной разработки вопросов по развитию у нас и применению к военным целям воздухоплавания, голубиной почты и различных систем вышек, высочайше повелеть соизволил: Организовать особый фонд …, — Расходование этой суммы производить с разрешения Военного Министра …, — Кадровую команду аэронавтов образовать …»
Воздухоплавательная команда.
В декабре 1884 года в России при Главном Инженерном Управлении под председательством заведующего Гальванической (впоследствии — Электротехнической) частью генерал-майора М.М.Борескова была создана «Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям». Секретарем-делопроизводителем её был назначен поручик А.М.Кованько, ранее окончивший Николаевское инженерное училище.
По заключению этой комиссии в феврале 1885 года была сформирована Воздухоплавательная команда — первое в русской армии регулярное подразделение такого рода — под началом поручика А.М.Кованько. Команда состояла из двух унтер-офицеров и 20 рядовых. Военно-воздухоплавательную команду расквартировали к югу от Волковой Деревни, на Волковом поле, в старых казармах испытального артиллерийского полигона.
6 октября 1885 года был совершён первый успешный перелёт из Волкова в Новгород на французском воздушном шаре. Экипаж состоял из 3 человек под командованием поручика Александра Кованько, основателя и главы авиационной команды. Отсюда впервые поднялись в воздух 2 воздушных шара «Орёл» и «Сокол».
В 1887 году в команде было уже 6 офицеров и 51 солдат. Офицеры обучали солдат гимнастике, телеграфной азбуке, фотографии, обращению с телефонами, устройству воздушных шаров, наполнению их газом, приготовлению сигнальных шаров из пергаментной бумаги, обращению с газодобывающей установкой и паровой лебёдкой.
Подъем воздушного шара «Сокол». Санкт-Петербург.1885 г.
18 мая 1886 года первую опытную воздушную съемку осуществил над Санкт-Петербургом А.М.Кованько. Этим было положено начало развитию воздушного фотографирования в нашей стране. Первый фотоснимок Кованько получил с высоты 800 м, второй — с 1200 м. Оба — при наклонном положении оптической оси обыкновенного раздвижного фотоаппарата с простым моментальным затвором и форматом снимка 12 х 16 см. Третий снимок был произведен над Петропавловской крепостью с высоты 1350 м при приближенно отвесном положении оптической оси камеры.
Первый отечественный воздушный фотоснимок сделанный поручиком А.М.Кованько. Санкт-Петербург, 18 мая 1886 г.
На территории Воздухоплавательного парка была 1-я голубиная станция. Почтовых голубей применяли при полётах аэростатов и дирижаблей на дальние расстояния, чтобы проинформировать о случившемся ЧП. И даже на первые полёты самолётов тоже брали голубей.
Учебный воздухоплавательный парк.
В апреле 1887 года Воздухоплавательная команда была переименована в Учебный кадровый воздухоплавательный парк, а в мае 1890 года утверждено положение о Воздухоплавательной части и приказом № 126 по военному ведомству от 14 июля 1890 года сформирован Учебный воздухоплавательный парк. Так же стал называться и полигон, предназначенный для подготовки офицеров и рядовых воздухоплавательной службы. Здесь же проводились испытания «воздухоплавательных снарядов», производилось снаряжение для воздухоплавательных частей. Для этих целей были развернуты шаровая и сетевая мастерские, учебная голубиная станция, метеорологическая станция, механические мастерские и различные лаборатории.
С.-Петергбургская газета «Новое время» от 16 (3) мая 1901 года сообщала: «1-го мая, по предложению председателя международной метеорологической комиссии доктора Гергезеля, из многих пунктов Западной Европы (Париж, Страсбург, Берлин, Мюнхен и др.), а также у нас из Петербурга, состоялся XVII международный полёт шаров без воздухоплавателей, а лишь с необходимыми самопишущими метеорологическими инструментами для автоматического записывания на различных высотах температуры, давления и влажности воздуха… Подъём шара проследовал ровно в 8 часов утра, со двора учебного воздухоплавательного парка (на Волковом поле).»
Вид на Воздухоплавательный парк. Снимок сделан в период 1900-1910 гг.
Военнослужащие учебного воздухоплавательного парка участвовали на манёврах 1902-1903 годов в Красном Селе, Бресте, Курске и Вильно где проверялись способы использования воздушных шаров в интересах артиллерии (разведка, корректировка огня) и для воздушной разведки (наблюдения). Убедившись в целесообразности применения привязных шаров, Военное министерство приняло решение создать специальные подразделения при крепостях в Варшаве, Новгороде, Бресте, Ковно, Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 воздушных шаров. Наблюдательные аэростаты применялись в русско-японской войне 1904-1905 годов.
Воздушные шары Учебного воздухоплавательного парка на Курских маневрах. 1902-1903 гг.
Аэростат «Санкт-Петербург». Порт-Артур. Форт № 6. 1904 г.
Солдаты воздухоплавательной роты Учебного воздухоплавательного парка готовят к полету аэростат, справа Император Николай II с группой офицеров. 19 июня 1904 г.
Император Николай II и сопровождающие осматривают газовую батарею Учебного воздухоплавательного парка. 19 июня 1904 г.
Нагрудный знак, вручавшийся окончившим по 1-му разряду офицерский курс УВП.
В начале XX века для хранения воздушных шаров и дирижаблей на поле был построен эллинг — массивное здание, завидев которое пассажиры Николаевской железной дороги определяли, что приближаются к ст. «Воздухоплавательный парк».
Группа военных и зрителей у эллинга с дирижаблем. Волково Поле. 1909 г.
Военные воздухоплаватели осваивали здесь приёмы управления воздушными шарами, проводили опыты с привязными аэростатами, запускали шары-зонды.
Честь рождения аэрологии как науки принадлежит России: ее основателем является Михаил Михайлович Поморцев, преподававший в офицерской школе при Воздухоплавательном парке в 1885-1906 годах, организатор подъемов на аэростатах для изучения атмосферных явлений, автор первого русского учебника по синоптической метеорологии (1889 г.).
Запуск аэростата на Волковом поле. 1909 г.
Все это время УВП (Учебным воздухоплавательным парком) руководил Александр Матвеевич Кованько, прошедший путь от поручика до генерал-лейтенанта.
Александр Матвеевич Кованько.
В 1904 году в составе УВП была открыта Военная воздухоплавательная школа, с которой сотрудничали Д.И.Менделеев, Н.Е.Жуковский.
С.-Петергбургская газета «Новое время» от 18 июля 1907 года сообщала: «Пущенный 14 июля аэростат «Учебный воздухоплавательный парк» (1500 кубич. метров объемом) поле 5 часов полёта благополучно опустился южнее Ладожского озера, в 40 вер. от станции Войбакала, Вологодской ж.д., Новоладожского уезда, Петербургской губ. Воздухоплаватели (кап. Агапов, поруч. Черпаков, подпор. Самойло и Уманец) по прямой линии пролетели около 85 вер., достигнув наивысшей точки на 2050 метр., при наименьшей температуре +5°С.»
В 1908 году был построен и 28 августа испытан первый российский дирижабль «УЧЕБНЫЙ». Он стал первым шагом русских воздухоплавателей на пути дирижаблестроения. Занималась его созданием команда Учебного воздухоплавательного парка. Проект разработал капитан А.И.Шабский.
Дирижабль «УЧЕБНЫЙ» в полете. Август 1908 г.
К осени 1909 года УВП получил разрешение от Министерства императорского двора на устройство аэродрома для испытаний и полётов аэропланов. В 1909 году Инженерное ведомство предложило начальнику учебного воздухоплавательного парка генерал-майору А.М.Кованько построить 5 аэропланов. Вскоре на отведенном участке были построены два ангара и 22 сентября в них разместили для достройки аэропланы, которые строились в парке на Волковом поле.
«…во исполнение сего ГИУ заказало во Франции аэропланы бр. Райт и Вуазен… и вместе с тем приобрело 7 бензиновых моторов для постановки их на аэропланах и для испытания пригодности для таких аппаратов моторов различных типов. Постройка пяти аэропланов в Учебном воздухоплавательном парке заканчивается, и предстоящей осенью аэропланы эти будут испробованы полетом на Гатчинском военном поле…»
Доклад начальника Главного инженерного управления инженер-генерала Н.Ф.Александрова в Военный совет.
В 1910 году Учебный воздухоплавательный парк был переформирован в Офицерскую воздухоплавательную школу с авиационным и воздухоплавательным отделениями. 30 июля этого же года здесь стартовал российский дирижабль «КРЕЧЕТ», который был построен полностью из отечественных материалов, за исключением двигателя, который был первоначально заказан петербургскому заводу Лесснера, а затем французскому заводу «Панар-Левассор». Оболочку аэростата изготовили на заводе «Треугольник». Четырехлопастные ореховые пропеллеры были сделаны в Петербурге Первым российским товариществом воздухоплавания. «КРЕЧЕТ» стал первым построенным в России дирижаблем, принятым на вооружение русской армией. Руководителей постройки «КРЕЧЕТА» был Н.А.Кирпичев.
Изготовление аэростата в одном из цехов завода «Треугольник». 1909 г.
Дирижабль «КРЕЧЕТ». Пробный полет над Волковым полем 12 августа (30 июля) 1910 г.
Воздухоплавательный парк. Группа старших офицеров авиации. В центре — Н.А.Кирпичев (один из разработчиков первого российского прицела для бомбометания и руководитель постройки дирижабля «КРЕЧЕТ»), второй справа — А.М.Кованько. Санкт-Петербург. 1910 г.
А в 1911 году после того как в Санкт-Петербурге был построен Корпусной аэродром (сейчас на этом месте парк Авиаторов), был образован Авиационный учебный отдел. С этого аэродрома 25 июня 1911 года поднялся дирижабль «ЛЕБЕДЬ». Это был первый дирижабль, заказанный военным ведомством за границей.
Дирижабль «ЛЕБЕДЬ». Подготовка к полету. 1911 г.
.
.
Список источников:
В.В.Король. «Земля и небо генерала А.М.Кованько».
Ю.О.Дружинин, А.Ю.Емелин, М.И.Павлушенко. Страницы истории отечественного воздухоплавания.
Сайт Retroplan.ru.