Дирижабль «УЧЕБНЫЙ».

Страна: Российская империя
Производитель: Учебный воздухоплавательный парк
Конструктор: капитан А.И.Шабский
Первый полет: 28 августа 1908 г., Волково поле
Тип: мягкий.

Этот дирижабль стал первым шагом русских воздухоплавателей на пути дирижаблестроения. Построенный для подготовки экипажа проектируемого военного дирижабля «КРЕЧЕТ», «УЧЕБНЫЙ» был сконструирован специалистами команды Учебного воздухоплавательного парка, образованной в 1890 году (будущей Офицерской воздухоплавательной школы). В начале 1900-х годов пассажиры железной дороги близ Волкова поля уже могли наблюдать стоящий в открытом поле большой эллинг, где хранились воздушные шары и дирижабль. «УЧЕБНЫЙ» строился по проекту капитана А.И.Шабского.

Волково поле — обширный пустырь, в XIX — начале XX вв. располагавшийся к югу от Волковой деревни и включавший в себя часть нынешнего Московского района С-Петербурга.
Именно здесь, на территории Волкова поля, в XIX в. приступила к работе первая в России военно-воздухоплавательная команда под началом поручика А.М.Кованько — будущего «воздухоплавателя № 1» в России.

Первый полет дирижабля «УЧЕБНЫЙ» состоялся 28 августа 1908 года — это событие стало исторической вехой для отечественного воздухоплавания.

Оболочка дирижабля была выполнена из двух змейковых аэростатов системы Парсеваля. К ней подвешивалась деревянная гондола, в которой был установлен устаревший автомобильный двигатель «Renault» мощностью 16 л.с. Двигатель приводил в движение два воздушных винта, расположенных по обе стороны гондолы, в передней ее части.
Первый русский дирижабль мог подниматься на высоту всего лишь в 800 м с тремя людьми на борту и развивать скорость немногим более 20 км/ч.

В 1909 году дирижабль «УЧЕБНЫЙ» модернизировали:
— объем оболочки увеличили до 1500 куб.м;
— установили более мощный двигатель (25 л.с.);
— заменили винты;
— перестроили гондолу.
В том году полеты были прекращены из-за повреждения оболочки, дальнейшие эксперименты больших успехов не принесли, и аппарат в конце 1909 года был демонтирован.

ЛТХ:

Название: «УЧЕБНЫЙ»
Длина, м: 40
Объем, м3: 2,91
Диаметр максимальный, м: 6,55
Двигатель, марка: 1 х ПД «Renault»
-мощность, л.с.: 1 x 16; 1 х 25
Винты, кол-во/диаметр, м2: —
Число и объем баллонетов, м3: 110
Полезная нагрузка, кг: 250
Макс. кол-во пассажиров: 3
Макс. скорость, км/ч: 21,6
Потолок, м: 800
Продолжительность полета макс., ч: 3

1.Дирижабль УЧЕБНЫЙ.

Дирижабль «УЧЕБНЫЙ».

2.Дирижабль УЧЕБНЫЙ в полете.

Дирижабль «УЧЕБНЫЙ» в полете.

Дирижабль УЧЕБНЫЙ.

.

.

 Список источников:
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.
Сайт «Ретроплан». «УЧЕБНЫЙ» — первый русский дирижабль.
Энциклопедия Долгопрудного. Дирижабли и дирижаблестроение (Дирижабли царской России (до 1917 г.).