Легкий многоцелевой автожир МАИ-205.

Разработчик: ОСКБЭС МАИ
Страна: Россия
Первый полет: 21 апреля 2001 г.

МАИ-205 — легкий многоцелевой автожир, разработанный в ОСКБЭС МАИ. «205» — очень легкий многоцелевой одноместный автожир, предназначенный для любых видов полетов неакробатического применения (учебных, тренировочных, спортивных и других полетов), а также для выполнения авиационно-химических работ (АХР) при установке на автожир съемного сельскохозяйственного оборудования. Построен на базе самолета Авиатика-МАИ-890, однако по сравнению с базовой конструкцией «890-го» изменения не коснулись лишь киля, горизонтального оперения и носовой опоры шасси. Основным применением автожира предполагаются стать АХР. При проектировании аппарата всесторонне учтен положительный опыт эксплуатации сельскохозяйственного самолета Авиатика-МАИ-890СХ. Новый автожир спроектирован в ОСКБЭС МАИ, опытный экземпляр построен на экспериментальном опытном заводе (ЭОЗ) МАИ.

Год начала разработки: 1997. Год начала постройки опытного экземпляра: 1998. Год окончания постройки опытного экземпляра: 2000. Год начала испытаний: 2000. Первый полет состоялся 21 апреля 2001 года.

Автожир «МАИ-205» представляет собой одноместный винтокрылый летательный аппарат. Изготавливается из высококачественных конструкционных материалов: алюминиевых и титановых сплавов, легированных сталей, композиционных материалов, текстиля и т.п.

Фюзеляж автожира — балочной конструкции, выполнен из труб, изготавливаемых из алюминиевого сплава. Кабина пилота — закрытого типа с двумя дверями с остеклением из оргстекла. Спереди кабина замыкается носовым обтекателем из стеклопластика. Задняя часть зашита экраном со звукоизоляцией. Оперение — подкосно-расчалочное, однокилевое, нормальной крестообразной схемы с полотняной обшивкой.

Шасси — трехопорное. Стойки основных опор — рессорного типа, рессоры выполнены из титанового сплава. Колеса основных опор с шинами 300 х 125 — тормозные. Тормозная система — гидравлическая. Передняя опора шасси — с рычажной подвеской колеса и пружинным амортизатором. Переднее колесо с шиной 300 х 125 управляется непосредственно от педалей.

Система управления — механическая, обратимая. Обеспечивает управление автожиром при помощи автомата перекоса, руля направления и руля высоты с триммером, управляемым из кабины. Управление рулем высоты — жесткое, через систему качалок и трубчатых тяг. Управление по крену осуществляется с помощью автомата перекоса через систему тяг, качалок и тросов. Управление рулем направления — полужесткое, через тросы. Несущая система (НСА) автожира обеспечивает режим старта, посадки, набора высоты, снижения, а также управления автожиром по поперечному каналу (по крену). Она расположена позади и над кабиной пилота.

Система воздушных винтов (СВВ) включает в себя толкающий воздушный винт и несущий воздушный винт (НВ) и обеспечивает поступательное и вертикальное перемещение автожира. Привод НВ для его раскрутки перед стартом производится с помощью ременной передачи, системы тяг, роликов и электромеханизма. Система раскрутки НВ на старте позволяет производить взлет автожира без разбега (точечный взлет). Для выполнения точечного взлета (или «прыжка») НВ раскручивается на земле до оборотов в 1,3-1,5 раза превышающих обороты несущего винта в горизонтальном полете. После раскрутки НВ пилот кнопкой на ручке управления автожиром включает режим «прыжка» — за 2-3 секунды увеличивается угол установки лопастей до 10°. За счет увеличения шага лопастей НВ создается положительная вертикальная перегрузка (тяга воздушного винта) и автожир, используя кинетическую энергию раскрученного НВ, отделяется от земли, при этом система отрабатывает шаг НВ до 4°, а за счет тяги толкающего воздушного винта автожир переходит в поступательное движение с увеличением скорости и с небольшой просадкой переходит в режим разгона и набора высоты.

Приборное оборудование:
-указатель скорости УС-250;
-компас КИ-13;
-вариометр ВР-10М;
-высотомер ВМ-3;
-указатель скольжения;
-указатель оборотов НВ;
-электронный комплексный прибор контроля работы двигателя «FLYdat»;
-цифровой счетчик выработки химикатов.

Сельскохозяйственное оборудование состоит из двух комфорных баков для ядохимикатов общей емкостью 100 л.; электронасоса, позволяющего производить перемешивание химикатов и промывку системы на земле; фильтров; комплекта распылителей отечественного производства (или распылителей AU-7000 фирмы «MICRONAIR» (Англия)), цифрового счетчика выработки химикатов и системы управления сельскохозяйственным оборудованием.

На автожире сзади, в толкающей открытой компоновке, установлен на кольцевой мотораме один двигатель «Rotax-914ULS» (Австрия) — поршневой, жидкостного охлаждения, с оппозитным расположением цилиндров, с карбюраторным образованием смеси, четырехцилиндровый, четырехтактный, с турбонаддувом, мощностью 100 л.с. и максимальной взлетной мощностью (с включенным турбонаддувом) 115 л.с.

В качестве топлива используется бензин с октановым числом не менее 95 по исследовательскому методу. Поставщик двигателей — АО «Авиагамма» (Москва). На самолете имеется топливный бак емкостью 30 л, интегрированный в единый конструктивный блок с двумя комфорными баками для химикатов.

ЛТХ:

Модификация: МАИ-205
Диаметр несущего винта, м: 9,00
Длина фюзеляжа, м: 5,32
Полная длина, м: 9,00
Высота, м: 2,87
Масса, кг
-пустого: 370
-максимальная взлетная: 530
-топлива: 22
Тип двигателя: 1 х ПД Rotax-914ULS
-мощность, л.с.: 1 х 115
Максимальная скорость, км/ч: 145
Крейсерская скорость, км/ч: 115
Минимальная скорость, км/ч: 30
Практическая дальность, км: 185
Практический потолок, м: 4250
Макс. эксплутационная перегрузка: 3,5
Экипаж, чел: 1.

1.Автожир МАИ-205.

Автожир МАИ-205.

2.Автожир МАИ-205.

Автожир МАИ-205.

3.Автожир МАИ-205.

Автожир МАИ-205.

4.МАИ-205. Схема.

МАИ-205 (сельхоз вариант). Схема.

.

.

Источник:
ОСКБЭС МАИ. Автожир МАИ-205.