Легкий сельскохозяйственный самолет Авиатика-МАИ-890СХ.

Разработчик: МАИ
Страна: Россия
Первый полет: 1992 г.0.Авиатика-МАИ-890СХ

Авиатика-МАИ-890СХ — одноместный легкий сельскохозяйственный самолет, предназначенный для ультрамалообъемного опыления сельскохозяйственных угодий. «Авиатика-МАИ-890СХ» — не «ультралайт». Он относится к классу «очень легких самолетов» (VLA — very light airplane) и сочетает в себе достоинства «ультралайтов» и легких смолетов традиционной конструкции. Как и «ультралайты», «Авиатика-МАИ-890СХ» имеет низкую стоимость конструкции самолета и двигателя, компактность, мобильность, высокую экономичность эксплуатации. От легких самолетов «Авиатика-МАИ-890СХ» унаследовал высокую надежность, безопасность эксплуатации и, что очень важно, стандартное самолетное управление по всем каналам, совершенно не отличающееся (по люфтам, трению, усилиям и ходам) от управления самолетов большой размерности. «Авиатика-МАИ-890СХ» приятен и прост в пилотировании, при потере скорости самолет не входит в штопор, что существенно повышает безопасность полетов. Самолет спроектирован с учетом соответствующих разделов норм JAR VLA и FAR-23.

Благодаря высококлассной аппаратуре фирмы «MICRONAIR» и характеристикам самолета (рабочая высота при обработке от 1 м.) обеспечивается уникальная точность внесения препаратов. При обработке с/х культур на скорости 90 км/ч самолет за 1 мин. пролетает 1,5 км, что при ширине захвата 16 м приводит к обработке 2,4 га. При норме расхода препаратов 5л/га за один полет самолет обработает 20 га, что при скорости полета по прибору 90 км/ч соответствует 4 мин. распыления или суммарной длине гонов (при 20 га/20 м) 10000м.За один сезон самолет «Авиатика-МАИ-890СХ» обрабатывает около 20 000 га сельскохозяйственных угодий.

Год начала разработки: 1989. Год начала испытаний: 1992. Год начала поставок и эксплуатации: 1993.

В настоящее время самолет в рамках конверсии выпускается на одном из лучших российских авиапредприятий — ФГУП РСК «МиГ». Всего с 1989 года произведено и продано более 100 одноместных самолетов «Авиатика-МАИ-890», значительная часть которых поставлялась в сельскохозяйственном варианте «Авиатика-МАИ-890СХ». В настоящее время в КБ ведутся работы по подготовке к сертификации самолета «Авиатика-МАИ-890СХ», а так же дорабатывается и готовится к летным испытаниям сельскохозяйственный вариант двухместного самолета «Авиатика-МАИ-890У».

Самолет «Авиатика-МАИ-890СХ» — одноместный легкий биплан нормальной схемы, цельнометаллической конструкции с полотняной обшивкой крыльев и оперения, с неубирающимся шасси рессорного типа с управляемым носовым колесом.

Самолет изготавливается из высококачественных конструкционных материалов: алюминиевых и титановых сплавов, легированных сталей, композиционных материалов, текстиля и т.п. Планер самолета состоит из фюзеляжа, бипланной коробки и оперения. Фюзеляж самолета — балочной конструкции, выполнен из труб, изготавливаемых из алюминиевого сплава. Кабина пилота — закрытого типа с двумя дверями с остеклением из оргстекла. Спереди кабина замыкается носовым обтекателем из стеклопластика. Задняя часть зашита стеклопластиковым экраном со звукоизоляцией. Бипланная коробка образована верхним и нижнем крыльями, стойками, расчалками и распорками.

Крылья — однолонжеронной конструкции. Каркас консолей включает трубчатый лонжерон, штампованные нервюры, лобовик и заднюю кромку. Каркас обтянут хлопчатобумажным полотном. Обшивка обладает стойкостью к солнечной радиации и атмосферным осадкам, рассчитана на значительный срок службы и обладает отличной ремонтопригодностью в полевых условиях. На консоли нижнего крыла навешены элероны.

Оперение — подкосно-расчалочное, однокилевое. Шасси — трехопорное. Стойки основных опор — рессорного типа, рессоры выполнены из титанового сплава. Колеса основных опор с шинами 300 х 125 — тормозные. Передняя опора шасси — с рычажной подвеской колеса и пружинным амортизатором. Переднее колесо с шиной 300 х 125 управляется непосредственно от педалей. Система управления — механическая, обратимая. Обеспечивает управление самолетом при помощи элеронов, руля направления и руля высоты с триммером, управляемым из кабины. Управление элеронами и рулем высоты — жесткое, через систему качалок и трубчатых тяг. Управление рулем направления — полужесткое, через тросы.

Приборное оборудование:
-указатель скорости УС-250;
-компас КИ-13;
-вариометр ВР-10М;
-высотомер ВД-10К;
-указатель скольжения;
-тахометр;
-указатель температуры головки цилиндра;
-указатель температуры масла;
-указатель давления масла;
-цифровой счетчик выработки химикатов.

Сельскохозяйственное оборудование состоит из подфюзеляжного 105-л бака для ядохимикатов; электронасоса, позволяющего производить перемешивание химикатов и промывку системы на земле; фильтров; комплекта распылителей отечественного производства (или распылителей AU-7000 фирмы «MICRONAIR» (Англия)), цифрового счетчика выработки химикатов и системы управления сельскохозяйственным оборудованием.

Самолет оборудован двигателем двигателем «Rotax-912ULS». Двигатель «Rotax-912ULS» (Австрия) — мощностью 100 л.с. при частоте вращения 5800 об. в мин. — четырехтактный, бензиновый, четырехцилиндровый, жидкостного охлаждения, с оппозитным расположением цилиндров, с карбюраторным образованием смеси. В качестве топлива используется бензин с октановым числом не менее 92 по исследовательскому методу. Поставщик двигателей — АО «Авиагамма» (Москва). Самолет оборудуется воздушным винтом ВВ-98E-11. Винты — производства «ДиД» (Москва). На самолете имеются два топливных бака емкостью по 25 л каждый, установленные в обеих консолях верхнего крыла.

В 2000 году ОСКБЭС МАИ разработало новую модель самолета — Авиатика-МАИ-890СХ, сертифицированный. В 2001 году самолет прошел истытания, а со следующего года начались серийные поставки.

Основные отличия от ранней версии самолета Авиатика-МАИ-890СХ :
-закабинный конформный сельхозбак;
-усовершенствованное сельхозоборудование собственного производства (за исключением покупных распылителей),
-кабина пилота с принудительной вентиляцией и угольным фильтром на входе;
-установлен сигнализатор о приближении к режиму сваливания собственной разработки;
-усовершенствованная носовая опора шасси с резино-металлическим амортизатором;
-усиленнный шассийный узел основной опоры;
-установлен цифровой комплексный прибор контроля работы силовой установки FLYdat;
-усовершенствована топливная система самолета.

В настоящее время самолет в рамках конверсии выпускается на одном из лучших российских авиапредприятий — ФГУП РСК «МиГ».

26 апреля 2002 Авиарегистр Межгосударственного Авиационного Комитета выдал Дополнение к Сертификату Типа № СТ-176/Д1 на сельскохозяйственный самолет Авиатика-МАИ-890СХ. Самолет сертифицирован по нормам JAR-VLA. Авиатика-МАИ-890СХ стал первым (и пока единственным) сельскохозяйственным самолетом в России, получивший Сертификат типа.

27 марта 2003 года орган по сертификации авиационно-технических средств гражданской авиации Минтранса России выдал Сертификат соответствия № 2.А10.91.159-2003 на сельскохозяйственное оборудование СОН-4 самолета Авиатика-МАИ-890СХ.

29 апреля 2003 года подписано распоряжение № НА-103-Р/52 о допуске к эксплуатации самолетов Авиатика-МАИ-890СХ.

ЛТХ:

Модификация: Авиатика-МАИ-890СХ
Размах крыла, м: 8,11
Длина, м: 5,32
Высота, м: 2,25
Площадь крыла, м2: 14,29
Масса, кг
-пустого: 331
-максимальная взлетная: 540
Топливо, кг: 37
Тип двигателя: 1 х ПД Rotax-912ULS
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 110
Крейсерская скорость, км/ч: 90-100
Продолжительность полета, ч.мин: 2.53
Практический потолок, м: 2010
Экипаж, чел: 1
Объем бака для раствора, л: 105.

1.Авиатика-МАИ-890СХ. Жуковский, август 2001 г.

Авиатика-МАИ-890СХ. Жуковский, август 2001 г.

2.Авиатика-МАИ-890СХ.

Авиатика-МАИ-890СХ.

3.Авиатика-МАИ-890СХ в полете.

Авиатика-МАИ-890СХ в полете.

.

.
Список источников:
ОСКБЭС МАИ. Легкий самолет «Авиатика-МАИ-890СХ».
Крылья Родины. А.Болотин. «Авиатика» МАИ-890: богатая родословная.
Крылья Родины. Авиатика МАИ-890 — на все вкусы самолет.
Крылья Родины. Лев Берне. Встреча с новой «Авиатикой».