Многоцелевой истребитель Су-27СМК.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 1995 г.

С самого начала своего создания истребитель Су-27 имел высокий экспортный потенциал. Однако по разным причинам (скорее политическим, чем экономическим) его (или его модификации) для своих ВВС приобрели лишь Индия, Китай и Вьетнам. Для этого, т.е. специально для поставок на экспорт, был создан вариант истребителя под обозначением Су-27СК (СК — серийный коммерческий). Он отличался усиленным шасси, позволившим довести максимальный взлётный вес до 33000 кг, и несколько изменённым оборудованием. Более совершенные самолёты Су-35 и Су-37, естественно, были и более дорогими, поэтому далеко не многие страны потенциально могли позволить себе приобрести машины такого уровня.

В качестве дальнейшего развития самолёта Су-27СК ОКБ Сухого и КнААПО предложили более дешёвый вариант истребителя под названием Су-27СМК (серийный модернизированный коммерческий), предназначенный, как и Су-35/37, для борьбы не только с воздушными, но и с наземными целями. По сравнению с серийным Су-27 и его экспортным вариантом Су-27СК он имел следующие основные отличия:
— увеличенное до 12 число внешних узлов подвески (вместо 10);
— максимальную боевую нагрузку 8000 кг (вместо 6000 кг);
— усовершенствованное навигационное, связное и прицельное оборудование, а также станцию постановки активных помех;
— систему дозаправки топливом в воздухе;
— доработанные топливную систему, крыло и подкрыльевые узлы для подвески двух дополнительных топливных баков ёмкостью по 2000 л.

В состав радиолокационного прицельного комплекса Су-27СМК предполагалось включить модифицированную импульсно-доплеровскую станцию, созданную на базе штатной РЛС Н001, с расширенными возможностями при действиях как по воздушным, так и по наземным целям. Состав вооружения самолёта дополнится ракетами класса «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ (возможна подвеска до восьми штук), а также ниже перечисленными ракетами класса «воздух-поверхность»:
Х-29ТД с телевизионной системой самонаведения (до шести ракет);
— Х-29Л и С-25ЛД с лазерной системой наведения (до шести ракет);
— противорадиолокационными ракетами Х-31П (до четырёх ракет) или Х-25ПД (до четырёх ракет на двух спаренных АПУ);
— тактическими крылатыми ракетами Х-59М (одна-две ракеты).

Самолёт также мог быть вооружён корректируемыми бомбами КАБ-500КР с телевизионным самонаведением (до шести бомб). По требованию заказчика Су-27СМК можно было доработать под радиоэлектронное оборудование и вооружение западного производства.

Работы по переоборудованию уже проданных Су-27СК в модернизированные Су-27СМК предполагалось вести в два этапа. На первом этапе истребитель должен был оснащаться системой дозаправки в воздухе и доработанным крылом, позволяющим подвешивать дополнительные топливные баки, и имеющим два дополнительных узла подвески. Вооружение на этом этапе дополнялось только ракетами РВВ-АЕ. Второй этап предусматривал совершенствование бортового радиоэлектронного оборудования и оснащение самолёта управляемым вооружением класса «воздух-поверхность».

КнААПО для отработки варианта Су-27СМК использовало один из ранее построенных серийных истребителей Су-27. однако из-за приоритета других программ на этом предприятии машина с белым носовым коком и тёмно-синей бортовой надписью «27СМК» так и не была оборудована топливоприёмником дозаправки. В настоящее время работы по теме Су-27СМК могут вестись, по-видимому, только при наличии реального заказчика.

ЛТХ:

Модификация: Су-27СМК
Размах крыла, м: 14,70
Длина самолета, м: 21,94
Высота самолета, м: 5,93
Площадь крыла, м2: 62,00
Масса, кг
-пустого самолета: 16000
-нормальная взлетная: 22500
-максимальная взлетная: 32000
Масса топлива, кг: 9965
Тип двигателя: 2 х ТРДДФ АЛ-31Ф
Максимальная тяга, кгс
-бесфорсажная: 2 х 7600
-форсажная: 2 х 12800
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 1400
-на большой высоте: 2500 (М=2,35)
Практический потолок, м: 18500
Практическая дальность, км: 3900
Макс. эксплуатационная перегрузка: 9
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 30-мм пушка ГШ-301 (150 патронов).
Макс.боевая нагрузка: 8000 кг. Ракетное вооружение имеет 12 узлов подвески. Может устанавливаться до 8 ракет класса «воздух-воздух» Р-27ЭР1 (ЭТ1, Р1, Т1), до 8 ракет РВВ-АЕ и до 6 ракет Р-73Э (типовой вариант вооружения 8 х Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 х Р-73Э);в состав управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» могут входить 6 ракет общего назначения Х-29Т, Х-29Л, С-25ЛД или корректируемых бомб КАБ-500Кр, 4 противорадиолокационные ракеты Х-31П или Х-25МП, 2 ракеты большой средней дальности Х-59М; во всех вариантах необходимо оснащение самолета подвесным контейнером системы управления оружием.

1.Су-27СМК

Истребитель Су-27СМК.

2.Су-27СМК на взлете.

Су-27СМК после взлета.

3.Су-27СМК в полете.

Су-27СМК в полете.

4.Су-27СМК в полете. 3

Су-27СМК в полете.

5.Су-27СМК в полете. 2

Су-27СМК в полете.

6.Су-27СМК заходит на посадку.

Су-27СМК заходит на посадку.

7..Су-27СМК на стоянке.

Су-27СМК на стоянке.

8.Су-27СМК на стоянке.

Су-27СМК на стоянке.

10.Су-27СМК. Рисунок. 2

Су-27СМК. Рисунок.

9.Су-27СМК. Рисунок

Су-27СМК. Рисунок.

Проекции Су-27СМК. Рисунок.

11..Су-27СМК. Компоновочная схема.

Су-27СМК. Компоновочная схема.

.

.

Список источников:
Андрей Фомин. Су-27. История истребителя.
Крылья России. Су-27 и его модификации.
Вестник авиации и космонавтики. Истребитель завоевания господства в воздухе Су-27.
Авиация и Время. Вячеслав Глазков. Семейство Су-27: давайте разберемся.
Аэрохобби. Андрей Совенко. Су-27 побеждает. Ничего удивительного.
Вестник противовоздушной обороны, Крылья Родины. Михаил Левин. Су-27 — лучший в мире.
Роман Астахов. Русская Сила. Фронтовой истребитель Су-27.
КнААПО. Одноместный многоцелевой истребитель Су-27СКМ.
Сайт «Уголок неба». 2011 страница: «Сухой Су-27СМК».