Многоцелевой истребитель Су-30МК2.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 2002 г.

Самолет предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и ближнего воздушного боя, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь высокоточным, при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях. Самолет может использоваться для обучения летного состава технике пилотирования и применения авиационных средств поражения. Наличие второго члена экипажа снижает нагрузку на летчика при выполнении боевых заданий с применением управляемого оружия большой дальности, в ночных операциях, а также в продолжительных полетах с дозаправкой топливом в воздухе.

Основными особенностями самолета Су-30МК2 являются:
-модифицированная система управления вооружением с расширенными возможностями по поражению наземных и морских целей;
-новая система индикации в кабине экипажа на основе цветных многофункциональных жидкокристаллических индикаторов;
-улучшенная система навигации и радиосвязи;
-современная аппаратура бортового комплекса обороны;
-широкая номенклатура вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», размещаемого на 12-ти точках подвески;
-система дозаправки топливом в полете;
-усиленная конструкция планера и шасси, обеспечивающая эксплуатацию самолета с полной заправкой топливом и максимальной боевой нагрузкой при взлетной масседо 38 тонн.

Система управления вооружением самолета Су-30МК2 обеспечивает обнаружение, сопровождение и уничтожение авиационными средствами поражения воздушных, наземных и морских целей в любых погодных условиях днем и ночью.

Она включает в себя две основные системы:
-систему управления вооружением класса «воздух-воздух», состоящую из радиолокационного прицельного комплекса, оптико-электронной прицельной системы и системы индикации на фоне лобового стекла;
-систему управления вооружением класса «воздух-поверхность», обеспечивающую применение широкой номенклатуры высокоточного оружия для поражения наземных целей, а также отображение всей прицельно-навигационной информации на 4-х многофункциональных индикаторах, располагающихся на приборных досках кабины экипажа.

Основу информационно-управляющего поля кабины самолета составляют четыре цветных многофункциональных индикатора (МФИ), индикатор на фоне лобового стекла (в первой кабине), на которые в графической и цифровой форме выводится весь необходимый объем прицельно-пилотажной и навигационной информации, а также информация о работе бортовых систем самолета. Наряду с МФИ на приборных досках кабины размещаются и традиционные электромеханические индикаторы, которым отводятся в основном дублирующие функции.

Радиолокационная станция (РЛС) самолета Су-30МК2 обеспечивает:
В режиме «воздух-воздух»:
-поиск воздушных целей;
-опознавание государственной принадлежности обнаруженных целей;
-атаку целей ракетам и малой и средней дальности с различными системами наведения;
-поиск, захват и сопровождение визуально видимой цели в ближнем маневренном бою;
В режиме «воздух-поверхность»:
-всепогодное обнаружение, измерение координат радиоконтрастных наземных и надводных целей;
-выдачу координат наземных (надводных) целей для обеспечения применения ракет Х-31А, Х-35Э, Х-59МК.

Оптико-электронная прицельная система включает в себя оптико-локационную станцию и нашлемную систему целеуказания. Оптико-локационная станция самолета Су-30МК2, представляющая собой комбинацию обзорно-следящего теплопеленгатора и лазерного дальномера-целеуказателя, используется для обнаружения и сопровождения воздушной цели в передней и задней ее полусферах по ее тепловому излучению, измерения дальности лазерным лучом до воздушной и наземной цели, а также может применяться для лазерного подсвета наземной цели при применении управляемых ракет класса «воздух-поверхность» с полуактивной лазерной головкой самонаведения.

Вооружение самолета Су-30МК2 включает встроенную автоматическую скорострельную одноствольную пушку калибра 30-мм типа ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов и ракетно-бомбовое вооружение, размещаемое на 12 точках подвески под крылом и фюзеляжем.

Ракетное вооружение класса «воздух-воздух» включает управляемые ракеты средней дальности типа Р-27 — с тепловыми ГСН (Р-27Т1, Р-27ЭТ1), с полуактивными радиолокационными ГСН (Р-27Р1, Р-27ЭР1), ракеты Р-27П1, Р-27ЭП1, а также ракеты ближнего маневренного боя Р-73Э с ИК ГСН и ракеты средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными ГСН.

Для поражения наземных (надводных) целей на самолете Су-30МК2 используется большая номенклатура управляемого и неуправляемого вооружения.

Управляемое вооружение класса «воздух-поверхность» включает ракеты Х-59МЭ, Х-35Э и Х-59МК, высокоскоростные противокорабельные ракеты средней дальности Х-31А c активными радиолокационными ГСН и противорадиолокационные ракеты средней дальности Х-31П c пассивными радиолокационными ГСН, ракеты малой дальности Х-29Т (ТЕ) c телевизионными или Х-29Л с лазерными ГСН, корректируемую авиабомбу КАБ-1500Кр c телевизионной ГСН и корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр (КАБ-500-ОД).

В состав неуправляемого вооружения входят авиабомбы калибра 500, 250 и 100 кг, разовые бомбовые кассеты, зажигательные баки и неуправляемые ракеты С-8, С-13, С-25ОФМ.

Контракт на поставку в Китай первых 24 единиц Су-30МК2 был заключен в январе 2003 года. Первая партия в составе 6 машин отправлена в феврале 2004 года. Планировалось, в течение 2004 года года передать все 24 самолета. В состав вооружения этих комплексов входят противокорабельные ракеты авиационного базирования Х-31А. Сразу после подписания первого контракта было ясно, что военно-морские силы НОАК не ограничатся формированием одного полка ракетоносной авиации. Кроме того, для надежной изоляции театра возможных военных действий в районе Тайваня потребуется более дальнобойное ракетное вооружение.

Второго июня английский еженедельник «Jane’s Defense Weekly» сообщил о подготовке второго контракта на поставку такого же количества Су-30МК2 с более мощной ПКР Х-59МЭ с дальностью действия 280 километров. Подписание контракта ожидается к сентябрю 2004 года, а поставку будут осуществляться партиями по 12 единиц в 2005 и 2006 годах. Поставка второй партии Су-30МК2 будет иметь следующие стратегические и военно-промышленные последствия:

КНР продолжает относительно быстрыми темпами наращивать именно военно-морские вооружения, что со всей определенностью указывает на возрастающую военно-политическую значимость тайваньской проблемы. Похоже, китайское руководство постепенно разочаровывается в стратегии мирного воссоединения с островом и начинает делать акцент на военных средствах если не присоединения, то хотя бы устрашения сепаратистов. Обращает на себя внимание, что к 2006-2007 годам КНР получит целый ряд морских систем, в том числе восемь дизельных лодок с ракетным вооружением, два модернизированных эсминца проекта 956ЭМ с более мощными ударными ракетными и зенитными средствами, и, наконец, в общей сложности 48 морских ракетоносцев Су-30. Эти силы, по всей видимости, будут еще недостаточны для проведения успешной атаки против Тайваня, однако именно в период с 2006 по 2008 годы превосходство сепаратистов станет минимальным и будет обеспечиваться в основном за счет более совершенных информационных средств.

АХК «Сухой» и ее основная промышленная площадка «КнААПО» получают гарантированную загрузку еще на два года и почти выравниваются по этому показателю с НПК «Иркут», поставочные контракты которой заканчиваются в 2007 году с передачей второго транша Су-30МКМ в Малайзию. В сочетании с возможными новыми индонезийскими и вьетнамскими заказами китайский контракт на вторую партию Су-30МК2 обеспечит АХК объемы, сопоставимые с выручкой «Иркута», даже с учетом больших объемов работ, выполняемых последним по лицензионному контракту. Таким образом, ни одна из конкурирующих компаний не будет иметь в ближайшие два-три года выраженного преимущества по критерию выручки.

ЛТХ:

Модификация: Су-30МК2
Размах крыла, м: 14,70
Длина самолета, м: 21,90
Высота самолета, м: 6,40
Площадь крыла, м2: 62,00
Масса, кг
-нормальная взлетная: 24900
-максимальная взлетная: 34500
Масса топлива, кг
-нормальная: 5270
-максимальная: 9720
Двигатели: 2 х ТРДДФ АЛ-31Ф
Тяга, кгс: 2 х 12500
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2100 (М=2.0)
-у земли: 1400
Практическая дальность, км
-без дозаправки: 3000
-с одной дозаправкой в воздухе: 5600
Практический потолок, м: 17300
Макс. эксплуатационная перегрузка: 9
Экипаж: 2
Вооружение: 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла.
На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки (при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.)
В её состав входят:
-до 6 УР класса «воздух-воздух» типов Р-27Р/ЭР/, Р-73Э и Р-77 (РВВ-АЕ) или 2 Р-27П(ЭП), Р-27Т1(ЭТ1);
-до 6 УР класса «воздух-поверхность» типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-25ЛД, Х-31А/П и С-25Л или 2 УР Х-59МЭ;
-6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД или 3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л;
-свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д;
-до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ;
-НУРС С-8, С-13 и С-25.
Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭП, лазерными дальномерно -целеуказательными системами, ИК-станциями.

1.Су-30МК2 после посадки.

Су-30МК2 после посадки.

7.Летчики в кабине Су-30МК2.

Русские летчики в кабине Су-30МК2.

2.Су-30МК2 ВВС Уганды.

Су-30МК2 ВВС Уганды.

3.Су-30МК2 ВВС Уганды в полете.

Су-30МК2 ВВС Уганды.

Су-30МК2 ВВС Уганды. Фото / Дмитрий Авдеев.

Су-30МК2 ВВС Уганды. Фото / Дмитрий Авдеев.

4.Су-30МК2 ВВС Индонезии.

Су-30МК2 ВВС Индонезии.

5.Истребители Су-30МК2 ВВС Индонезии на стоянках.

Истребители Су-30МК2 ВВС Индонезии на стоянках.

6.Су-30МК2 ВВС Венесуэлы.

Су-30МК2 ВВС Венесуэлы.

Су-30МК2 авиации ВМФ Китая. Фото / Чэнь Сянюй.

Су-30МК2 авиации ВМФ Китая. Фото / Чэнь Сянюй.

Су-30МК2 авиации ВМФ Китая. Фото / Чэнь Сянюй.

8.Схема вариантов вооружения Су-30МК2.

Схема вариантов вооружения Су-30МК2.

.

.
Список источников:
Сайт КНААЗ Сухой (http://www.knaapo.ru). Су-30МК2.
Журнал «Экспорт вооружений». Константин Макиенко. Су-30МК2 в КНР.
Фотоархив сайта russianplanes.net