Многоцелевой истребитель Су-30МКК.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 1999 г.0.Су-30МКК

Су-30МКИ не стал последним самолетом «тридцатой» серии, предназначенным для экспорта. Специально для Китая была создана еще одна модификация «тридцатки» — Су-30МКК, соединившая в себе некоторые особенности самолетов Су-30МКИ и Су-35.

По программе Су-30МКК в ОКБ Сухого в начале 1999 года был доработан первый прототип Су-30 — опытный самолет Т-10ПУ-5 (с синим бортовым номером «05»). После переделки машина совершила первый полет с аэродрома ЛИИ 9 марта 1999 года. Первые три «настоящих» прототипа Су-30МКК строились на КнААПО 19 мая того же года. Вячеслав Аверьянов с заводского аэродрома в Комсомольске на-Амуре поднял в воздух машину с синим бортовым номером «501» а летом завершилась сборка второго серийного Су-30МКК с синим бортовым номером «502». Первый был окрашен в стандартный трех цветныи серо-голубой камуфляжный цвет с надписью «Су-30МКК» на килях второй — в однотонный темно-серый (на китайский манер) с «коньячными» полосами и надписью «Су-30МК» на килях. Третий и четвертый самолеты с черными бортовыми номерами «503» и «504» имели ярко-желтую окраску, поскольку были покрыты грунтовкой (впрочем, борт «503» позже получил серую окраску и синий номер).

Построенные Су-30МКК отличались от Су-30МКИ вертикальным оперением большей площади, высоты и толщины от самолета Су-35, а также штатными серийными двигателями АЛ-31Ф без системы управления вектором тяги Кроме этого на китайском варианте не устанавливался дестабилизатор.

Многоцелевой истребитель Су-30МКК оборудуется модернизированной бортовой РЛС Н001М разработанной в НИИП им В.В.Тихомирова которая позволяет на истребителе применять ракеты РВВ-АЕ и новой оптико-локационной станцией, созданной в ЦКБ «Геофизика» Комплекс бортового оборудования самолета разработан Раменским приборостроительным конструкторским бюро (РПКБ). В нем предусмотрено внедрение ЦВМ нового поколения с новым программным обеспечением связанной с основными подсистемами бортового оборудования и комплекса вооружения мультиплексными каналами информационного обмена. На самолете используется и новая система индикации с многофункциональными дисплеями на жидких кристаллах. На истребителе предусмотрено применение неуправляемого и управляемого высокоточного оружия для поражения наземных целей (в частности ракет Х-59М с телевизионно-командной системой наведения, X-29Т с телевизионной головкой самонаведения противорадиолокационных ракет Х-31П и корректируемых бомб КАБ-500КР. Оружие может подвешиваться в 12 точках его масса может достигать 8 т.

Производство Су-30МКК КнААПО освоило в рекордно короткие сроки. По признанию некоторых конструкторов, работа шла невиданными с советских времен темпами. Прототип Су-30МКК (борт 05) был собран в Москве силами ОКБ и впервые поднят в воздух 20 февраля 1999 года. После этого на КнААПО были собраны два предсерийных самолета (бортовые номера 501 и 502), первый из которых был испытан уже 9 марта (по данным Jane’s Intelligence Review — 19 мая) 1999 года. Пилотировал самолет летчик-испытатель Вячеслав Аверьянов. «Борт 502» свой первый полет осуществил в июне.

27 августа 1999 года Россия и Китай подписали соглашение о поставке в течении трех лет 45 российских истребителей Су-30МКК. Общая сумма контракта составляет около 2 млрд долларов. С российской стороны в нем принимают участие разработчик истребителя «ОКБ Сухого» и КнААПО.

На 10 августа 2000 года всего было собрано 7 истребителей Су-30МКК. Все они должны были быть поставлены КНР в 2000 году. Это видимо и вызвало пристальное внимание российских, китайских и западных экспертов и журналистов к Су-30МКК (борт 502), который участвовал в чжухайском салоне (6-12 ноября 2000 года, КНР).

ЛТХ:

Модификация: Су-30МКК
Размах крыла, м: 14,70
Длина самолета, м: 21,94
Высота самолета, м: 6,375
Площадь крыла, м2: 62,00
Масса, кг
-нормальная взлетная: 26400
-максимальная взлетная: 34500
Масса топлива, кг: 96400
Двигатели: 2 х ТРДДФ АЛ-31ФП
Тяга, кгс: 2 х 12500
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2200
-у земли: 1350
Практическая дальность, км: 3000
Практический потолок, м: 17300
Экипаж: 2
Вооружение: 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла. На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки (при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.)
-УР класса «воздух-воздух» средней дальности типа Р-27: Р-27Р1, Р-27ЭР1, Р-27Т1, Р-27ЭТ1 и малой дальности Р-73Э;
-бомбы ФАБ-500, РБК-500, ФАБ-250М62, ФАБ-250М54 и ФАБ-100;
-НУРСы С-25, С-13 и С-8;
-управляемые авиационные средства поражения класса «воздух-поверхность»: ракеты Х-29Т и Х-29ТЕ с телевизионным наведением, Х-29Л с лазерным и Х-59М с телевизионно-командным наведением, противорадиолокационные ракеты Х-31П, корректируемые авиабомбы с телевизионно-корреляционной головкой самонаведения КАБ-500КР и КАБ-1500КР, сверхзвуковой ПКР Х-31А.

1.Первый Су-30МКК борт № 501 на МАКС-2007.

Первый Су-30МКК борт № 501 на авиасалоне МАКС-2007.

1а.Первый опытный Су-30МКК в полете.

Первый опытный Су-30МКК в полете.

1б.Первый опытный Су-30МКК на авиасалоне.

Первый опытный Су-30МКК на авиасалоне.

2.Второй Су-30МКК борт № 502 на авиасалоне.

Второй Су-30МКК борт № 502 на авиасалоне.

3.Второй Су-30МКК борт № 502 на авиасалоне.

Второй Су-30МКК борт № 502 на авиасалоне.

4.Второй Су-30МКК борт № 502 на авиасалоне.

Второй Су-30МКК борт № 502 на авиасалоне.

4а.Второй Су-30МКК.

Второй Су-30МКК.

4б.Второй Су-30МКК на взлете.

Второй Су-30МКК на взлете.

5.Второй опытный Су-30МКК. Пуск ракеты

Второй опытный Су-30МКК. Пуск ракеты.

6.Третий опытный Су-30МКК. Испытания системы дозаправки.

Третий опытный Су-30МКК. Испытания системы дозаправки.

7.Пуск ракеты с Су-30МКК.

Третий опытный Су-30МКК. Пуск ракеты.

7а.Четвертый опытный Су-30МКК на взлете.

Четвертый опытный Су-30МКК.

7б.Четвертый опытный Су-30МКК после посадки.

Четвертый опытный Су-30МКК после посадки.

8.Су-30МКК ВВС Китая.

Су-30МКК ВВС Китая. Фото / Сергей Чайковский.

Су-30МКК ВВС Китая. Фото / Чэнь Сянюй.

9.Су-30МКК ВВС Китая после взлета.

Су-30МКК ВВС Китая. Фото / Сергей Чайковский. 

10.Су-30МКК ВВС Китая заходит на посадку.

Су-30МКК ВВС Китая. Фото / Олег Сафонов.

11.Су-30МКК ВВС Китая на рулежке.

Су-30МКК ВВС Китая.

13.Су-30МКК ВВС Китая. Рисунок.

Су-30МКК ВВС Китая. Рисунок.

14.Проекции второго опытного Су-30МКК. Рисунок.

Проекции второго опытного Су-30МКК. Рисунок.

Су-30МКК. Схема.

.

.

Список источников:
Полигон. Ефим Гордон. Новое поколение «двадцать седьмых».
Крылья России. «Су-27 и его модификации».
Андрей Фомин. Су-27: История истребителя.
Авиация и Время. Вадим Калабанов, Сергей Мороз, Игорь Приходченко. Догнать и перегнать.
Крылья Родины. Михаил Левин. Великолепная семерка.
Авиация и Время. Вячеслав Глазков. Семейство Су-27: давайте разберемся.
Крылья Родины. Николай Якубович. Фронтовой универсал: Истребитель-бомбардировщик Су-30.
Вестник авиации и космонавтики. Истребитель Су-30.
Крылья Родины. Николай Сойко. В семействе Су-30 — очередное прибавление.
Роман Астахов. Русская Сила. Многофункциональный истребитель Су-30МКК.
Фотоархив сайта russianplanes.net