Многоцелевой истребитель МиГ-23-98.
Разработчик: ОКБ МиГ
Страна: Россия
Первый полет: 1999 г.
В середине 1990-х годов ОКБ им. Микояна совместно с ОАО «Фазотрон-НИИР» и ГосНИИАС развернули работы по модернизации МиГ-23, ориентируясь на зарубежных владельцев истребителей. Основным направлением работ стало обновление БРЭО самолета, в первую очередь — РЛС. Первоначально рассматривалась замена станции типа «Сапфир-23» на более новую «Супер-Копье». Однако в дальнейшем было решено оснастить МиГ-23 более современными радарами «Москит-23» или «Москит-21К». На основе этих систем ОКБ предлагает три базовых варианта модернизации самолета, существенно повышающие его боевой потенциал. Так, использование импульсно-доплеровской станции «Москит-23» (дальность обнаружения воздушной цели класса «истребитель» в передней полусфере — 90 км, в задней — 40 км) обеспечивает возможность введения в состав вооружения истребителя современных ракет класса «воздух-воздух» Р-73, P-27Р, Р-27Т и Р-77 (РВВ-АЕ), противокорабельных ракет Х-31А, а также корректируемых авиабомб с телевизионным самонаведением КАБ-500Кр. Для отработки решений программы модернизации самолета в 1999 году был создан опытный истребитель, получивший обозначение МиГ-23-98.
Кроме того, компоновка МиГ-23 позволяет оснастить его и РЛС «Топаз», унифицированной со станцией истребителя МиГ-29СМТ. При этом модернизированная машина получит практически равные с «двадцать девятым» возможности по ведению ракетного воздушного боя вне визуального контакта с противником, а также по действиям против наземных и морских целей. Недостаточный обзор из кабины МиГ-23 предполагается улучшить за счет установки беспереплетного козырька фонаря кабины летчика (как на МиГ-21-93). Применение подвесных контейнеров с оптоэлектронным оборудованием позволит ввести в состав вооружения ракеты с лазерным наведением типа Х-25МЛ, С-25Л и Х-29Л, а также авиабомб КАБ-500Л. По желанию заказчика возможно оснащение истребителя и управляемым оружием зарубежного производства. Боевые возможности МиГ-23 должны быть значительно повышены и за счет внедрения новой авионики, в частности, многофункциональных цветных индикаторов на жидких кристаллах МФИ-68, уже отработанных для МиГ-29СМТ. Навигационное оборудование предполагается дополнить приемником спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС/GPS.
В качестве базовых вариантов приняты:
МиГ-23-98-1 — многофункциональный тактический истребитель с радикально увеличенной боевой эффективностью за счет возможности перехвата всех видов воздушных целей, обнаружения и уничтожения кораблей, малогабаритных наземных и радиоизлучающих целей.
На самолет устанавливается:
-бортовая автоматизированная система «ядро» в составе: цифровой вычислительной системы МВК, ИЛС, двух многофункциональных цветных дисплеев на ЖКИ, двух многофункциональных пультов управления, системы видеорегистрации;
-многофункциональная РЛС с дальностью обнаружения воздушных целей типа «истребитель» 90 — 100 км;
-современное управляемое оружие (ракеты «воздух — воздух» — РВВ-АЕ, Р-27Р,Т, Р-27Э(Р,Т); «воздух — поверхность» — Х-25МЛ,МП, Х-29Л,Т,ТД, Х-31А,П и авиабомбы КАБ-500Л, КР);
-новое СУО (с самолета МиГ-21-93), НСЦ, ИНС/КНС, СВС, радиовысотомер;
-новые средства радиопротиводействия.
В качестве основных опций предлагается:
-снижение заметности;
-установка КОЛСа (с самолета МиГ-29);
-применение разнообразной номенклатуры контейнеров, расширяющих тактические возможности самолета;
-дозаправка в воздухе;
-увеличение боевой живучести;
-дополнительные системы авионики.
В МиГ-23-98-1 могут быть переоборудованы все типы истребителей и перехватчиков на базе МиГ-23. МиГ-23-98-2 — тактический истребитель с возросшей боевой эффективностью при борьбе с воздушными целями. На самолет устанавливаются:
модернизированные РЛС «Сапфир-23» и СУО, обеспечивающие применение, помимо штатного вооружения, ракет «воздух — воздух» — РВВ-АЕ и Р-73Е;
новая инерциальная система с коррекцией от КНС;
новые средства радиопротиводействия.
В качестве основных опций предлагается:
-снижение заметности;
-установка НСЦ;
-контейнеры со станцией активных радиопомех или аппаратурой разведки;
-дозаправка в воздухе;
-новые системы авионики.
В вариант МиГ-23-98-2 могут быть переоборудованы все модификации самолета МиГ-23, оснащенные РЛС «Сапфир-23».
В МиГ-23Б-98 могут быть доработаны самолеты МиГ-23БН.
Самолеты МиГ-23-98-1 при действиях как по воздушным, так и наземным целям по боевой эффективности практически не будут уступать самолетам-истребителям IV поколения, а МиГ-23-98-2 окажется достойным соперником им в воздушных боях.
ЛТХ:
Модификация: МиГ-23-98
Размах крыла, м
-минимальный: 14,00
-максимальный: 7,80
Длина, м: 16,70
Высота, м: 4,35
Площадь крыла, м2
-минимальная: 23,35
-максимальная: 35,50
Масса, кг
-пустого самолета: 10900
-нормальная взлетная: 14700
-максимальная взлетная: 18400
Тип двигателя: 1 х ТРД Р-35-300
Тяга, кгс: 1 х 13000
Максимальная скорость, км/ч: 2450
Крейсерская скорость, км/ч: 990
Практическая дальность, км: 2360
Боевой радиус действия, км: 1470
Практический потолок, м: 19000
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 23-мм пушка ГШ-23Л
Боевая нагрузка: 2500 кг на 5 узлах подвески — до 4 х УР «воздух-воздух» Р-77 или Р-73; до 6 х УР «воздух-воздух» ближней дальности Р-60; до 2 х УР «воздух-воздух» средней дальности Р-23, Р-24; до 2 х ПКР Х-31 или Х-35 или УР «воздух-земля» Х-29Т; 4 х УАБ КАБ-500 или 500-кг бомбы ФАБ-500; 4 х ПУ НУР.
Многоцелевой истребитель МиГ-23-98.
Многоцелевой истребитель МиГ-23-98.
Многоцелевой истребитель МиГ-23-98.
Многоцелевой истребитель МиГ-23-98.
МиГ-23-98. Схема.
.
.
Список источников:
Виктор Беляев, Владимир Ильин. Российская современная авиация.
Военный парад. Валерий Новиков, Юрий Полушкин. Новые предложения по модернизации самолетов Миг-23.
Военное дело. Анатолий Канащенков, Юрий Гуськов. «Фазотрон» поможет МиГ-23 вновь расправить крылья.
Авиапанорма. Юрий Полушкин. Рост боевой эффективности модернизируемым «МиГам» обеспечен.
Многоцелевые истребители России. МиГ-23-98.