Тактическая авиационная ракета Х-25М.

Разработчик: ОКБ «Звезда»
Страна: СССР
Начало разработки: 1978 г.
Испытания:
Принятие на вооружение: 1981 г.

Идея и ведущая роль в создании первой в мире модульной ракеты принадлежит В.Г.Коренькову, который в 1973 году предложил концепцию построения ряда ракет на основе комплектации сменных отсеков систем наведения и боевых частей с единой унифицированной ракетой УР-73. Эта концепция легла в основу модульного агрегатирования.

После выхода правительственного постановления в конце 1978 года работы по такой ракете, получившей обозначение Х-25М (М — модульная), развернулись полным ходом.

Основные принципы, заложенные в идеологию ее построения:
— замена находящихся в производстве трех ракет Х-23М, Х-25 и Х-27ПС одной ракетой со сменными системами наведения;
— возможность формирования в строевых частях необходимого облика ракеты;
— возможность совершенствования данного класса оружия за счет применения новых типов боевых частей и перспективных систем наведения.

Создание модульной ракеты Х-25М позволяет:
— уменьшить число типов ракет;
— значительно снизить затраты и сроки на создание новых систем управляемого ракетного оружия;
— сократить цикл мобилизационного развертывания на особый период;
— создать семейство модульных элементов систем вооружения с достаточной степенью адаптации к динамической ситуации на театре военных действий;
— повысить эксплуатационную надежность систем вооружения и упростить их эксплуатацию.

На первом этапе предполагалось унифицировать ракеты Х-23М, Х-25 и Х-27ПС, а в дальнейшем — разработать для модульного ряда Х-25М новые варианты модулей ГСН и боевого снаряжения.

В качестве базового образца для ракеты Х-25М была принята ракета Х-27ПС. К концу 1979 года были разработаны четыре варианта:
— Х-25МП (изделие 711) — противорадиолокационная ракета с пассивной радиолокационной ГСН ПРГС-1ВП, боевой частью, двигателем и пневмосистемой ракеты Х-27ПС;
— Х-25МП (изделие 712) — вариант Х-25МП (изделие 711) с пассивной радиолокационной ГСН ПРГС-2ВП;
— Х-25МЛ (изделие 713) — многоцелевая ракета, в отличие от Х-25МП оснащенная полуактивной лазерной ГСН 24Н1;
— Х-25МР (изделие 714) — многоцелевая ракета, в отличие от Х-25МП оснащенная радиокомандной аппаратурой наведения В-500.
— Х-25МТ — вариант ракеты Х-25М с телевизионной ГСН.

1.X-25M. Схема.

X-25M. Схема.

Создание этого семейства ракет было завершено принятием их на вооружение в 1981 году.

Концепция создания новых ракет на основе модульного агрегатирования стала традиционной при разработке средств поражения различного назначения.
В дальнейшем была разработана ракета Х-25МТП (изделие 715) с тепловизионной ГСН Ю-700 (работы были остановлены после изготовления первой опытной партии из 5 ракет).

В настоящее время идут работы по дополнению модульного семейства Х-25М ракетами Х-25МС и Х-25МА.

Этап «А» ГСЛИ начался 21 декабря 1979 года и проходил в четыре подэтапа. Первый подэтап проводился на самолете МиГ-23М (21.12.1979-22.04.1980) и заключался в испытании ракеты Х-25MP. В ходе него было выполнено 8 пусков ракеты Х-25МР в телеметрическом варианте и 3 пуска Х-23М в боевом варианте. На втором подэтапе (21.12.1979-18.07.1980) отрабатывалась ракета Х-25МП в составе вооружения самолета МиГ-23БК (в серии — МиГ-27К), выполнившего три пуска телеметрического варианта ракеты. Третий подэтап (23.10.1980-03.04.1981), на котором отрабатывалась Х-25МЛ, проводился с использованием второго самолета МиГ-23БК, осуществлявшего подсвет цели при двух пусках ракеты с первого МиГ-23БК. На четвертом подэтапе (27.03.1981-03.09.1981) проводилась проверка работоспособности разных вариантов ракеты Х-25М при наведении на цель для доводки до состояния, обеспечивающего определение летно-тактических, технических и боевых характеристик. В ходе него было выполнено 8 пусков ракеты (1 Х-25МП, 5 Х-25МЛ и 2 Х-25МР).

На самолете МиГ-27К (обозначение МиГ-23БК с 1981 г.) 4 ноября 1981 года начался этап «Б» ГСЛИ. Хотя его окончание планировалось 22 февраля 1982 года, все 14 намеченных пуска были проведены досрочно, что позволило завершить этап «Б» 28 декабря 1981 года.

В ходе государственных совместных летных испытаний ракеты Х-25М в составе системы вооружения самолета МиГ-27К были получены следующие результаты для типовой зачетной цели типа «Кабина РЛС П-35»:
— вероятность поражения, заданная по ТТТ ВВС не менее 0,7, с доверительной вероятностью 0,9, составила 0,36-0,92 для ракеты Х-25МР и 0,43-0,97 для ракеты Х-25МЛ;
— частотность попадания в приведенную площадь поражения составила 0,71 для ракеты Х-25МР и 0,83 для ракеты Х-25МЛ. Вероятность поражения и частотность попадания для ракеты Х-25МП не рассматривались, так как были приняты равными вероятности поражения и частотности попадания ракеты Х-27ПС.

Серийное производство ракеты Х-25М началось в 1982 году Калининградским производственным объединением «Стрела». Месячный объем производства составлял во второй половине 80-х годов почти 3000 ракет (из них несколько десятков Х-25МП, остальные Х-25МЛ и Х-25МП приблизительно поровну).
Серийное производство ракет Х-25МР и Х-25МП было свернуто к 1993 году, дольше всех производилась ракета Х-25МЛ, последняя партия была выпущена в 1995 году.

Ракета Х-25М, как и все предыдущие ракеты ОКБ «Звезда», выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением консолей крыла и рулей и включает следующие функциональные системы:
— планер. Выполнен в основном из алюминиевых сплавов и состоит из корпуса, четырех консолей крыла, на каждой из которых установлен элерон, и четырех рулей. Перед рулями для повышения управляемости ракеты на малых скоростях и снижения продольной устойчивости на варианте Х-25МП установлены дестабилизаторы. Корпус технологически делится на шесть отсеков. Все детали конструкции имеют антикоррозийное покрытие;

— двигатель РДТТ-324. Разработан на базе двигателя ПРД-276 ракеты Х-27ПС, от которого отличается использованием менее дымного топлива и является твердотопливным, двухрежимным, однокамерным ракетным двигателем, в стальной корпус которого заливается заряд смесевого топлива. Двигатель имеет суммарный импульс 17200 кг/с, тягу за время 0,15-2 с более 2000 кг, время работы 5-11,5 с, массу топлива 82,5 кг, массу снаряженную 122 кг;

— боевую часть Ф-27. Включает цельносварной корпус из алюминиевого сплава и разрывной заряд с детонатором и имеет тротиловый эквивалент 160 кг, что обеспечивает вывод из строя РЛС AN/MPQ-46 (-48) при подрыве в зоне достоверного поражения с радиусом до 16 м;

— контактное взрывательное устройство, включающее систему контактных датчиков СКД-24 из трех датчиков Б-24 инерционного типа и предохранительно-исполнительный механизм И-255. Обеспечивает подрыв боевой части до ее внедрения в преграду при скорости встречи ракеты с целью 200-900 м/с и углах подхода 2-45° (от горизонта);

— систему управления ракетой СУР-17. Разработана на базе системы управления СУР-73 ракеты Х-27ПС. Ее главное отличие — использование блока формирования команд управления БФКУ-89, состоящего из датчика угла тангажа и электронной схемы и отличающегося от БФКУ-79 автопилота СУР-73 введением признака системы наведения и закона переключения при превышении углом визирования заданной величины, зависящей от времени. Это позволило уменьшить минимальную дальность пуска для ракеты Х-25МП по сравнению с Х-27ПС до 3-5 км, а для ракеты Х-25МЛ по сравнению с Х-25 увеличить углы подхода к цели. Кроме БФКУ-89, в состав СУР-17 входят блок управления БУ-42-01, включающий три датчика угловых скоростей, два датчика линейных ускорений, датчик крена и электронную схему, два пневматических рулевых привода ПГ-11 для управления по курсу и тангажу; пневматический рулевой привод ПГ-10 для стабилизации ракеты по крену;

— электросистему, включающую ампульную свинцовую батарею АБ-447 (источник постоянного тока в автономном полете), блок питания БП-71 (источник постоянного тока в совместном полете и переменного тока — в автономном), предохранительный механизм ПМ-71 и электрожгутовую сеть со штепсельными разъемами. Специфические для каждого варианта ракеты элементы электрооборудования: блок задержки БЗ-71 на Х-25 МЛ, преобразователь ПТ-0,125С и регулятор частоты БРЧ-2 на Х-25МР;

— воздушную систему, состоящую из ампульного пневмоблока и оборудования для подвода воздуха к рулевым приводам, арретирам рулей, устройству запуска ампульной батареи;

— пассивную радиолокационную ГСН ПРГС-1ВП ракеты Х-27ПС (ракета Х-25МП — изделие 711);

— пассивную радиолокационную ГСН ПРГС-2ВП ракеты Х-27ПС (ракета Х-25 МП — изделие 712);

— полуактивную лазерную ГСН 24Н1 (ракета Х-25МЛ — изделие 713);

— радиокомандную систему наведения В-500 (ракета Х-25МР — изделие 714). В-500 отличается от аппаратуры «Дельта-Р2М» ракеты Х-23М меньшими габаритами (в 5 раз) и массой (в 3 раза).

Все варианты ракеты имеют общий базовый модуль, где размещаются системы управления, пневмо- и элетросистемы, двигатель, боевое снаряжение, и сменные носовой (ГСН на Х-25МЛ и МП, на Х-25МР пустой обтекатель, под которым размещены преобразователь с регулятором частоты) и хвостовой отсеки (аппаратура В-500 на Х-25МР, обтекатели на Х-25МЛ и МП).

В строевые части ВВС СССР ракета начала поступать в 1982 году и в настоящее время является основной тактической ракетой класса «воздух-поверхность» ВВС России.

.

Модификации ракеты Х-25М:

Ракета Х-25МП с пассивной радиолокационной головкой самонаведения (ПРГСН) предназначена для высокоточного поражения радиолокационных средств управления систем ПВО противника, в том числе РЛС зенитно-ракетных комплексов Hawk, Improved Hawk , Nike Hercules. Для поражения ЗРК типа Roland и Crotal ракета Х-25МП была модернизирована и получила индекс Х-25МПУ. Модернизация заключалась в расширении диапазона частот пассивной ПРГСН и в применении инерциальной системы наведения, обеспечивающей возможность пролонгации наведения и повторного захвата цели при временном выключении излучения РЛС-цели. Резко увеличилась дальность стрельбы.

2.Проекции Х-25МП. Схема.

Проекции Х-25МП. Схема.

3.Х-25МП. Рисунок.

Х-25МП. Рисунок.

Ракета используется в системе вооружения, включающей:
— до двух ракет Х-25МП;
— авиационные пусковые устройства АПУ-68УМЗ;
— подвесной съемный контейнер с аппаратурой «Вьюга» (на самолетах «МиГ») или «Вьюга-17» (на самолетах «Су») для управления работой ГСН ракет;
— наземное контрольно-проверочное оборудование.

4.Ракета Х-25МП.

Ракета Х-25МП.

5.Ракета Х-25МП. 2

Ракета Х-25МП.

6.Ракета Х-25МПУ.

 Ракета Х-25МПУ. 

ТТХ ракета Х-25МП (МПУ):
Дальность действия, км:
— X-25МП: 2,5-10
— X-25МПУ: 3-40
Скорость полета максимальная, м/с: 850-900
Скорость полета средняя, м/с: 400-500
Скорость полета носителя, км/ч: 600-1250
Высота пуска, км: 0,05-10
Длина ракеты, мм:
— Х-25МП с ПРГС-1ПВ: 4194
— Х-25МП с ПРГС-2ПВ: 4294
— Х-25МПУ: 4300
Максимальный диаметр корпуса, мм: 276
Размах крыльев, мм: 755-820
Стартовый вес, кг:
— X-25МП: 310-320
— X-25МПУ: 320
Вес боевой части, кг:
— X-25МП: 89,6-90
— X-25МПУ: 86
Авиационная пусковая установка: АПУ-68, АПУ-68УМ
Самолет-носитель: МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25, Як-141, МиГ-29М, МиГ-29К.

.
Ракета Х-25МЛ предназначена для поражения кабин РЛС, пусковых установок ракет, самолетов на открытых стоянках, железнодорожных эшелонов и малотоннажных кораблей и судов. Она используется в системах вооружения «Прожектор», «Кайра», «Клен», «Шквал», включающих:
— лазерную станцию подсвета цели;
— до четырех ракет Х-25МЛ;
— авиационные пусковые устройства АПУ-68УМЗ и АПУ-68УМ2;
— контрольно-проверочную аппаратуру.
Системы вооружения:
— «Прожектор» используется самолетами Су-17М2;
— «Кайра» — Су-24М, Су-24МК и МиГ-27К;
— «Клен» — Су-17М3, Су-17М4, Су-22М3, Су-22М4, Су-25, Су-25К и МиГ-27М;
— «Шквал» — Су-25Т.
Все самолеты могут размещать до 4 ракет (кроме Су-17М2, на котором размещаются 2 ракеты). Кроме того, в ходе летных испытаний самолета МиГ-29М была подтверждена способность использования ракет Х-25МЛ.

7.Проекции Х-25МЛ. Схема.

Проекции Х-25МЛ. Схема.

Ракета Х-25МЛ выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением крыла и рулей. Двухрежимный двигатель ПРД-276 на смесевом топливе разработан в ОКБ-81 под руководством И.И.Картукова. Фугасная боевая часть Ф-27 размещается в носовой части планера за РГСН и в хвостовом отсеке за двигательной установкой.
Наведение ракеты Х-25МЛ на цель проводится по методу пропорционального сближения. Параметром управления является угловая скорость изменения направления линии визирования цели. Сигнал управления формируется на выходе следящего лазерного координатора цели, имеющего угол поля зрения — 2°, максимальный угол пеленга цели — 30°. Система управления также стабилизирует ракету по тангажу, курсу и крену.

Ракета Х-25МЛ.

Ракета Х-25МЛ.

8.Ракета Х-25МЛ.

Ракета Х-25МЛ.

9.Су-24М с ракетами Х-25МЛ.

Су-24М с ракетами Х-25МЛ.

ТТХ ракеты Х-25МЛ:
Дальность действия, км:
-минимальная: 2,5-3
-максимальная: 8-10
Время полета на максимальную дальность, с: 15-18
Скорость полета максимальная, м/с: 600-850
Скорость полета средняя, м/с: 400-450
Скорость полета носителя, км/ч: 600-1250
Высота пуска, км: 0,05-5
Точность стрельбы (КВО), м: 5-10
Длина ракеты, мм: 3705-3750
Макс. диаметр корпуса ракеты, мм: 275-280
Размах крыльев, мм: 820
Размах оперения, мм: 493
Стартовый вес, кг: 295-300
Вес боевой части, кг: 89,6-90
Авиационная пусковая установка: АПУ-68, АПУ-68УМ, АПУ-68-85, АПУ-68УМ2, АПУ-68УМ3
Самолет-носитель: МиГ-23БН, МиГ-23БМ, МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25, Су-25Т, Як-141, МиГ-29М, Су-35.

.
Ракета Х-25МР предназначена для поражения тех же целей, что и Х-25МЛ и используется в системе вооружения Х-23, включающих:
— две-четыре ракеты Х-25МР;
— пусковые устройства АПУ-68У, АПУ-68УМ, АПУ-68УМ2, АПУ-68УМЗ с электроавтоматикой управления;
— радиокомандную аппаратуру управления «Дельта-Н», встроенную на носителе ракет или размещаемую на нем в подвесном контейнере;
— наземное контрольно-проверочное оборудование;
— наземный тренажер.

10.Проекции Х-25МР. Схема.

Проекции Х-25МР. Схема.

Х-25МР наводится классическим радиокомандным способом по помехозащищенному каналу. Приемная аппаратура и трассер для слежения за полетом установлены в хвостовом отсеке. Возвращение к, казалось бы, не очень совершенному способу наведения объясняется некоторыми недостатками лазерных боеприпасов и систем подсветки. Они обеспечивали достаточную дальность пуска лишь с больших высот, были чувствительны к погодным условиям (влажный воздух, дымка и ослабляют лазерный луч) и требовали сопровождения ракеты пикированием на цель (в системах «Клен» и «Прожектор»), повышая уязвимость самолета. Другой причиной сохранения на вооружении ракет с радиокомандным наведением оставалось само наличие на самолетах этих систем — нишу следовало чем-то заполнить, а доводы в пользу Х-25МР ничуть не уступали остальным. К тому же, многие иностранные заказчики настаивали на сохранении такого вооружения на своих машинах, которые комплектовались экспортным исполнением радиокомандной аппаратуры Дельта-НГ2Э, хорошо освоенной летчиками и управляемой тем же кнюппелем, что и луч лазерной подсветки.
Возможности современного радиокомандного наведения позволяют наносить удар с горизонтального полета, не входя в зону действия ПВО противника и не сковывая летчика в маневре после пуска.
Система вооружения с ракетами Х-25МР используется самолетами МиГ-23М, МиГ-23МЛ, МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, МиГ-23Б, Су-17М, Су-22М4, Су-24М, Су-24МК, Су-25ТМ. Все самолеты размещают 2 ракеты, а Су-24МК — четыре.

11.МиГ-27К с ракетами Х-25МР.

МиГ-27К с ракетами Х-25МР.

12.Пуск ракеты Х-25МР штурмовиком Су-25ТМ

Пуск ракеты Х-25МР штурмовиком Су-25ТМ.

ТТХ ракеты Х-25МР:
Дальность действия, км: 8-10
Скорость полета, м/с: 860-900
Длина ракеты, мм: 3800-3830
Макс. диаметр корпуса ракеты, мм: 275
Размах крыльев, мм: 820
Стартовый вес, кг: 300-320
Вес боевой части, кг: 140
Авиационная пусковая установка: АПУ-68, АПУ-68УМ.

 

Ракета Х-25МТ создана с использованием конструкции ракеты Х-25М, которая стала базовой при разработке семейства отечественных тактических авиационных ракет с различными системами наведения. Ракета Х-25МТ предназначена для поражения малоразмерных подвижных и неподвижных целей. Ракетой предполагается вооружать самолеты и вертолеты тактической авиации.

На международной выставке МАКС-99 в Жуковском ГНПЦ Стрела-Звезда предлагал программу модернизации серийных ракет семейства Х-25М. С этой целью разработан ряд модульных многоцелевых ракет малой дальности класса воздух-поверхность с различными головками самонаведения: Х-25МЛ с лазерной ГСН; Х-25МТ с телевизионной ГСН; Х-25МПТ с тепловизионной ГСН; Х-25МА с активной радиолокационной ГСН.

Проекции Х-25МТ. Схема.

ТТХ ракеты Х-25МТ:
Длина ракеты, мм: 4040
Макс. диаметр корпуса, мм: 275
Размах крыльев, м: 820
Стартовый вес, кг: до 320
Скорость полета максимальная, м/с: 800
Скорость полета средняя, м/с: 450
Дальность полета, км: 2-20 (до 40)
Высота пуска, км: 0,05-10
БЧ, кг: 86 (фугасная)
Авиационная пусковая установка: АПУ-68УМ

.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
В.Ю.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-земля».
А.В.Карпенко. Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.
Е.А.Федосов. Авиация ВВС России и научно технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня завтра.