Истребитель-бомбардировщик Су-22 (С-32М2К).

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: СССР
Первый полет: 1975 г.0.Су-22М3

Нехватка двигателей АЛ-21Ф-3 вынуждала искать альтернативный вариант. Уже в 1975 году на серийный самолет по указанию П.В.Дементьева установили ТРД Р-29БС-300 тягой 8300 кгс на «максимале» и 11500 кгс — на форсаже. Заводские испытания С-32М2 с этим ТРД, получившем заводское обозначение С-32М2Д (Д — двигатель), начались в январе 1975 года. После завершения испытаний машина поставлялась на экспорт в 1976-1980 годах под названием Су-22 (серийное заводское обозначение С-32М2К). Эта модификация способствовала стандартизации парка фронтовых самолетов, поставляемых из СССР зарубежным потребителям (двигатели Р-29Б-300 устанавливались на модификациях МиГ-23). Самолеты с этим двигателем имели более короткую и «полную» хвостовую часть фюзеляжа, начиная с 28-го шпангоута (от начала форкиля) и другое расположение и размеры воздухозаборников для охлаждения агрегатов ТРД, чем на Су-17М2. Изменение диаметра хвостовой части фюзеляжа привело к увеличению размаха стабилизатора и высоты самолета из-за подъема киля.

По аналогии с предыдущими этапами модернизации у Су-17М3 и Су-17М имелись экспортные модификации. В апреле 1977 года завершились заводские испытания учебно-боевого С-52УК. После госиспытаний, проходивших с сентября 1977 года по март 1978 года, под обозначением Су-22У более 50 самолетов поставили в Ирак, Ливию, Сирию, Вьетнам, Афганистан, Анголу, Йемен, Перу и Румынию. Су-22У комплектовался двигателем Р-29БС-300, радиостанцией Р-802Б, экспортным вариантом приемоответчика системы госопознавания. С 1984 года без малого сотню Су-17УМ3 с двигателем АЛ-21Ф-3 под обозначением Су-22УМ3К продали в одиннадцать стран мира.

Отработанная конструкция Су-17М4 и разнообразное вооружение, позволили заинтересовать экспортной модификацией, названной Су-22М4, традиционных потребителей советского оружия. За семь лет производства свыше 350 Су-22М4 поставили в одиннадцать стран. Служили Су-17 различных модификаций и в государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве, до середины 1990-х.

Модификации:
С-32М2Д — прототип Су-22.
Су-22 (С-32М2К) — экспортный вариант Су-17М2. Отличался двигателем Р-29Б-300. Первый полёт в январе 1975 года. Выпускался в 1976-1980 годах.
Су-22М (С-52К) — экспортный вариант Су-17М3. Отличался двигателем Р-29БС-300, составом вооружения и упрощенным БРЭО. Выпускался в 1977-1981 годах. Поставлялся в Афганистан, Ирак, Северный и Южный Йемен, Ливию, Перу и Сирию.
Су-22М3 (С-52М3К) — доработанный. Отличался полным комплектом БРЭО Су-17М3. В 1981-1982 годах изготовлено 12 самолётов для Венгрию.
Су-22М3Р — разведчик на базе Су-22М3.
Су-22М4 (С-54К) — экспортный вариант Су-17М4. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1984-1990 годах.
Су-22М4Р — разведчик на базе Су-22М4.
Су-22Р — разведчик на базе Су-22.
Су-22УМ (С-52УК) — учебно-боевой. Первый полёт в декабре 1979 года. Выпускался в 1979-1982 годах.
Су-22УМ3 (С-52УМ3К) — экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено 4 самолёта для Венгрии.
Су-22УМ3К — учебно-боевой. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-1985 годах.

ЛТХ:

Модификация: Су-22
Размах крыла, м
-при мин. стреловидности: 13,68
-при макс. стреловидности: 10,025
Длина самолета, м: 18,86
Высота самолета, м: 4,86
Площадь крыла, м2
-при мин. стреловидности: 38,49
-при макс. стреловидности: 34,45
Масса, кг
-пустого: 10445
-максимальная взлётная: 18820
-топлива: 3770
Двигатели: 1 х ТРДФ Р-29Б-300
Тяга, кгс
-максимальная: 1 х 8000
-на форсаже: 1 х 11500
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 1350
-на высоте: 2230
Практическая дальность, км: 2500
Боевой радиус действия, км: 590
Потолок высоты, м: 14000
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 х 30-мм пушки НР-30, боекомплект — 80 снарядов (на каждую пушку)
Боевая нагрузка — 4000 кг на 8 узлах подвески:
-до 8 УР «воздух-воздух» Р-60,
УР «воздух-земля» Х-25МР, Х-25МП
НУР С-5, С-8, С-13, С-24,
-корректируемые авиабомбы КАБ-500;
-бомбы свободного падения калибром до 500 кг;
-кассетные бомбы;
-баки с зажигательной смесью;
-подвесные пушечные установки.

su-22-vvs-peru

Истребитель-бомбардировщик Су-22 ВВС Перу.

su-22um-vvs-peru

Су-22УМ ВВС Перу.

su-22m-vvs-livii-tripoli-2009-g

Су-22М ВВС Ливии. Триполи, 2009 г.

su-22m2-vvs-peru

Су-22М2 ВВС Перу.

1.Су-22М3 ВВС Ливии. 2009 год.

Су-22М3 ВВС Ливии. 2009 год.

 

Су-22М4 ВВС Польши.

3.Су-22М4 ВВС Польши на пробеге.

Су-22М4 ВВС Польши после посадки.

4.Су-22М4 ВВС ЧССР в полете.

Су-22М4 ВВС ЧССР в полете.

5.Су-22М4 ВВС ЧССР.

Су-22М4 ВВС ЧССР на взлете.

6.Кабина пилота Су-22М4 до модернизации.

Кабина пилота Су-22М4 до модернизации.

7.Кабина пилота Су-22М4 после модернизации.

Кабина пилота Су-22М4 после модернизации.

8.Су-22М ВВС Ливии. Рисунок.

Су-22М ВВС Ливии. Рисунок.

9.Су-22М4 ВВС Ирака. Рисунок.

Су-22М4 ВВС Ирака. Рисунок.

10.Су-22М4 ВВС Анголы. Рисунок.

Су-22М4 ВВС Анголы. Рисунок.

komponovochnaya-shema-su-22m4

Компоновочная схема Су-22М4.

12.Су-22М4. Схема.

Су-22М4. Схема.

.

.

Список источников:
В.Е.Ильин. Штурмовики и истребители-бомбардировщики.
Авиация и Космонавтика. Н.Васильев. Истребители-бомбардировщики.
Авиация и Космонавтика. Е.Лаврентьев. Истребители-бомбардировщики.
Крылья Родины. Николай Сойко. Полет сквозь годы.
М-Хобби. Виктор Марковский. Афганские «стрижи».
Крылья Родины. Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-17.
В.Ю.Марковский, И.Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-17.
Вестник авиации и космонавтики. Истребитель-бомбардировщик Су-17.