Тактическая авиационная ракета Х-23 «Гром» («изделие 68»).

Разработчик: ОКБ «Звезда»
Страна: СССР
Начало разработки: 1966 г.
Испытания: 1967-1969 гг.
Принятие на вооружение: 1974 г.

В 1963 году были проведены испытания по применению ракет РС-2УС класса «воздух-воздух» по наземным целям. Такой вариант применения был признан возможным, но нецелесообразным из-за малой точности ракеты и слабой боевой части. В 1965 году Вьетнам, успев убедиться в эффективности американской ракеты AGM-12 «Булл-пап» в разгоревшейся Вьетнамской войне, запросил Советское правительство о возможности поставки ракет класса «воздух-поверхность». В ответ на этот запрос, ОКБ Микояна совместно с Государственным научно-исследовательским институтом авиационных систем разработали технические предложения по разработке такой ракеты. Пройдя одобрение на коллегии Министерства авиационной промышленности (МАП) технические предложения были переданы в ОКБ-134 (с 1966 года — МКБ «Вымпел») и на завод № 455 (с 1966 года — «Калининградский машиностроительный завод»).

ОКБ-134 разрабатывала ракету под обозначением Х-23 управляемую лётчиком с помощью радиокомандной системы наведения. Но, выполнить требования по интеграции системы наведения в существующие типы самолётов ОКБ-134 не удавалось, сроки выполнения проекта затягивались. Весной 1966 года ВВС СССР приняли предложение завода № 455 о разработке ракеты на основе отработанного принципа наведения по лучу самолетной РЛС и с использованием уже выпускаемых заводом узлов серийных ракет РС-2УС и К-8, включая двигатель, аппаратуру наведения и элементы корпусов, базировавшееся на эксперименте с применением РС-2УС по наземным целям с самолёта МиГ-19ПМ. Основным требованием к ракете было размещение мощной 100-килограммовой боевой части.

12 марта 1966 года, для разработки КД ракеты получившей обозначение Х-66, на заводе № 455 приказом № 100 МАП из серийного отдела, сопровождавшего на производстве ракеты РС-2УС и К-8, было создано опытно-конструкторское бюро (ОКБ). Руководителем нового ОКБ был назначен Юрий Николаевич Королёв. Двигатель Х-66 заимствовался у К-8, при этом он оснащался двухсопловым блоком, как у ракеты РС-2УС, выводившим истекающие газы по бокам корпуса (так как в хвостовом отсеке размещалась приемная аппаратура и антенна радиокомандной системы наведения). С ракеты РС-2УС была взята система наведения по направленному радиолучу самолётного радиолокационного прицела РП-21 и узел подвески.

Лётные испытания Х-66 были проведены в период с 1967 по 1968 год и закончились принятием её на вооружение, согласно приказу министра обороны № 0075 от 20 июня 1968 года. Создание ракеты Х-66 даже несмотря на все примененные в ней инновации, в целом можно рассматривать только как «затыкание дыр» в системе вооружений фронтовой авиации.
Во-первых, применение данных ракет допускалось лишь с носителей оснащенных радиолокационными станциями семейства РП-21 — некоторых модификациях МиГ-21, весьма малочисленных МиГ-23С, экспортных МиГ-23МФ.
Во-вторых, во время применения Х-66 исключалось маневрирование носителя: самолет должен был пикировать на цель под углом до 30°. При этом курс и угол тангажа должны были быть неизменными. Это увеличивало уязвимость носителя к огню зенитных орудий. Кроме того, метка прицела на больших дальностях прикрывала цель, исключая возможность наблюдения летчика за ней.
В-третьих, во время наведения ракеты летчику необходимо было действовать так же, как при поражении цели стрелково-пушечным вооружением, однако цель необходимо было удерживать на метке прицела значительное время, а не несколько секунд. В боевой обстановке пилоту было довольно трудно осуществлять постоянное прицеливание корпусом довольно тяжелой машины. Данное обстоятельство вело к значительному снижению точности попаданий.

Таким образом, создание ракеты Х-66 не снимало задач по разработке более совершенной ракеты. В качестве такой ракеты еще раньше была задана ракета Х-23. Однако сам факт начала разработок в калининградском конструкторском бюро подтолкнул руководство авиапромышленности решению передать в 1966 году тему Х-23 от перегруженного МКБ «Вымпел» в ОКБ Калининградского машиностроительного завода, так к этому времени назывался завод № 455. С 1966 года ОКБ фактически сформировалось в отдельную, самостоятельную организацию, которая с 1976 года называлась ОКБ «Звезда». В свою очередь Калининградский машиностроительный завод был переименован в Машиностроительный завод «Стрела». Калининградские конструкторы, ознакомившись с аванпроектом выпущенным «Вымпелом», в основном, использовали тех. решения, касающиеся системы наведения, однако в остальном, что касается двигателя, «железа» и автопилота, взяли за основу Х-66, которая внедрялась в серию.

Собранные десять ракет Х-23 («изделие 68») испытывались с конца 1967 года по конец 1969 года. На этих испытаниях было выявлено влияние продуктов горения трассера на приёмник радиокомандной системы также размещённый в хвостовой секции, что потребовало доработки ракет.

Государственные испытания ракеты Х-23 в составе вооружения самолётов МиГ-23 и МиГ-23Б были начаты 20 марта 1970 года. К 3 октября 1973 года, моменту завершения ГИ, было выполнено большое количество пробных пусков. В 1974 году Х-23 была принята на вооружение.

Опыт боевого применения УР Х-23 в Афганистане выявил серьезные недостатки этого изделия, связанные, в первую очередь, с использованием радиокомандной системы наведения. После пуска ракеты летчику приходилось одновременно совмещать центральную метку прицела с изображениями ракеты и цели, следить за обстановкой, маневрировать, уклоняться от самолетов противника и зенитного огня. На базе ракеты Х-23 создан модифицированный вариант Х-23М, оснащенный усовершенствованной системой управления.

В дальнейшем в отечественных ВВС ракеты Х-23 и Х-23М были заменены ракетами Х-25МР.

Ракета Х-23 имела аэродинамическую схему «утка». Наведение радиокомандное визуальное по трассеру методом «трех точек». Трассер установлен на кронштейне под хвостовой частью ракеты. Время телеуправления 27 сек. Для наведения ракет Х-23 использовалась бортовая самолетная аппаратура наведения «Дельта-Н», «Дельта-НМ». Возможно применение подвесного контейнера с аппаратурой наведения — «Дельта-НГ». На учебно-боевых самолетах МиГ-23УБ для наведения ракет Х-23 использовалась встроенная в правую неподвижную часть крыла аппаратура «Дельта-НМ». В ходе наведения летчик, следя за трассером ракеты, корректировал ее отклонение от цели движениями вверх-вниз и влево-вправо специально подвижной кнопки — кнюпеля на ручке управления. При испытаниях выявилась ненадежность наведения — причиной оказалось влияние трассера, смонтированного рядом с приемной антенной бортовой системы наведения «Дельта-Р1М». Рупорная антенна и ее волноводы нагревались и вибрировали. Устраняя недостатки, трассер заменили и вынесли под корпус ракеты на кронштейн.

Полуавтоматическое наведение Х-23 осуществлялось с помощью теплонеленгатора, отслеживающего полет ракеты по ее трассеру. В этом случае от летчика требовалось только удерживать цель в перекрестии прицела, а аппаратура определяла отклонения ракеты от линии визирования и формировала управляющие команды. Этот метод был использован в системе наведения «Аркан» на Су-24М, где использовался телевизионный пеленгатор ракет «Таран-Р», автоматически определявший угловые координаты Х-23 и выдававший их в радиокомандную линию.

Пуск Х-23 был возможен с пикирования и с горизонтального полета, но после него пилот все же был связан в маневре — ракету нужно было удерживать в поле зрения и створе радиолуча до попадания в цель. По этой причине дальность пуска X-23 не превышала 3-10 км (в зависимости от высоты), а результативность атаки снижал и чисто психологический фактор — натолкнувшись на огонь ПВО, летчик прекращал слежение за целью и все внимание уделял противозенитному маневрированию. Частично эти недостатки были устранены в модернизированном варианте Х-23М (изделие 68М), оснащенном более совершенной системой радиоуправления и трассером повышенной светосилы Т-60-9 (вместо Т-60-5), облегчавшим визуальное сопровождение. Несколько изменена была аэродинамика ракеты и форма оперения. Новое бортовое оборудование «Дельта-Р2М» дало возможность расширить створ управляющего радиолуча, упростив наведение ракеты.

Пуск ракеты производится с истребителя-бомбардировщика, летящего со скоростью от 550 до 1500 км/ч на высоте от 100 до 5000 м. Угол пуска по отношению к цели от 2° до 40°. Подвеска Х-23 осуществлялась на авиационные пусковые устройства АПУ-68У (УМ).

Двигатель твердотопливный с суммарным импульсом тяги 110000 н/с.

Боевая часть ракеты кумулятивно-осколочно-фугасная, снаряжена мощным взрывчатым веществом типа ТГ-40. В двух бортовых сегментах боевой части помещено 1488 готовых поражающих элементов — стальных кубиков с ребром 10 мм, которые при подрыве разлетались вбок и вперед. БЧ обеспечивала сплошное поражение небронированных целей в радиусе до 40 м и уничтожение защищенных объектов с толщиной брони до 250 мм. БЧ снабжалась неконтактным взрывателем РОВ-19Л, обеспечивавшим подрыв при пролете над целью, а в случае прямого попадания срабатывали находящиеся в рулевом отсеке контактные датчики СКД-24.

Для обучения летчиков навыкам боевой работы с ракетой Х-23, спроектирован наземный тренажер ТНР-23.

ТТХ:
Длина, мм: 3591 (3630)
Максимальный диаметр фюзеляжа, мм: 275
Размах крыла, мм: 785
Размах рулей, мм: 424
Стартовый вес ракеты, кг: 289
Вес ракеты в конце активного участка, кг: 225
Вес боевой части, кг: 111
Дальность прицельной стрельбы, км: 2-10
Скорость полета, м/с: 750
Высота применения, м: 100-5000
Круговое вероятное отклонение, м: 6
Вероятность попадания: 0,56-0,62
Самолет-носитель: МиГ-23, МиГ-23Б, МиГ-23БН, МиГ-23УБ, МиГ-27М, Су-24М, Су-17М, Су-17М2, Су-17М3, Су-22М, Як-38.

raketa-h-23

Ракета Х-23.

Ракета Х-23. 1

Ракета Х-23.

Air Power Australia Website

Ракета Х-23.

Ракета Х-23. 3

Ракета Х-23.

Х-23М. Компоновочная схема.

Х-23М. Компоновочная схема.

Х-23. Схема.

Проекции Х-23. Схема.

.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
А.В.Карпенко, С.М.Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты.
Журнал «Техника-Молодежи» № 2 за 1993 г. Н.Сойко, Н.Якубович. Русские молнии под индексом Х.