Тактическая авиационная ракета Х-66 («изделие 66»).

Разработчик: КБ завода №455 (с 1966 года — «Калининградский машиностроительный завод»)
Страна: СССР
Начало разработки: 1966 г.
Испытания: 1967-1968 гг.
Принятие на вооружение: 1968 г.

С увеличением скорости и высоты полёта самолётов фронтовой авиации точность применения традиционного оружия резко снизилась. Одновременно шло совершенствование средств ПВО и насыщение ими боевых порядков войск. Всё это привело к необходимости разработки нового вида вооружения — управляемых авиационных ракет. Опыт войны во Вьетнаме поставил данный вопрос ребром. В 1965 году, в период интенсификации боевых действий (после разрушения ВВС США стратегического моста через р. Красная прямым попаданием управляемых ракет AGM-12 «Булл-пап», примененных с самолетов «Супер Сейбр») вьетнамская сторона попросила советское правительство довооружить самолет МиГ-21ПФМ управляемыми средствами поражения наземных целей. Однако на тот момент Советский Союз подобным вооружением не располагал.

В связи с этим Генеральным конструктором А.И.Микояном было дано noручение комплексу вооружения ОКБ (начальник комплекса В.Г.Кореньков) дать технические предложения по решению этой проблемы в кратчайшие сроки. Поскольку задача ставилась применительно к самолету МиГ-21ПФМ, то поиск решения проблемы со всей очевидностью лежал в области устранения недостатков системы вооружения данного самолета, выявленных при пуске ракет РС-2УС по земле, изложенных в акте № 50. Анализ материалов акта и параметров контура управления ракеты, проведенного сотрудниками НИИ-2 (ГосНИИАС) Р.Д.Кузьминским, Г.А.Кирюшиным и другими, показал воможность обеспечения приемлемой точности наведения для эффективного поражения целей боевой частью массой 100 кг.

В ОКБ Микояна (В.Г.Кореньков, Н.Н.Завиданов, В.Н.Анисимов др.) совместно с ГосНИИАС (Р.Д.Кузьминский, Г.А.Кирюши В.А.Черке и др.) были разработаны технические предложения создания первой отечественной тактической ракеты класса «воздух-поверхность» на основе межвидовой унификации (модернизированный двигатель твердого топлива ракеты К-8 класса «воздух-воздух», аппаратура управления, пневмоблок, батарея ракеты РС-2УС класса «воздух-воздух», взрывательное устройство НРС-24 и др.).

После одобрения коллегией МАП технические предложения были переданы на Калининградский машиностроительный завод.

Приказом министра авиационной промышленности П.В.Дементьева, № 100 от 12 марта 1966 года на КМЗ для разработки конструкторской документации ракеты Х-66 создается ОКБ. Главным конструктором ОКБ был назначен Ю.Н.Королев. Для реализации проекта ракеты Х-66 из ОКБ Микояна был переведен В.Г.Кореньков, назначенный на должность заместителя главного конструктора.

Летная отработка ракеты Х-66 проведена с 1967 по 1968 гг., и приказом министра обороны № 0075 от 20.06.1968 г. ракета была принята на вооружение.

Ракета Х-66 выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением консолей крыла и рулей и включает следующие функциональные системы:

— планер. Выполнен из алюминиевых (25,5%) и магниевых (24,7%) сплавов, кроме корпусов двигателя и боевой части, выполненных из стали (43%), покрыт антикоррозийным покрытием и технологически разделен на шесть отсеков, четыре консоли крыла, каждая из которых имеет элерон, четыре руля и гаргрот;

— двигатель ПРД-204 (изделие З96-Пс64). Является однокамерным однорежимным твердотопливным ракетным двигателем с вкладным пороховым зарядом. Двигатель ПРД-204 имел суммарный импульс 10850 кгс, максимальную тягу 3500 кг, время работы 4,0-6,7 сек., массу топлива 62 кг, массу снаряженную 118 кг;

— осколочно-фугасно-кумулятивную боевую часть Ф-66, состоящую из стального корпуса, в котором размещено снаряжение (взрывчатое вещество ТГ40) и имеется гнездо для взрывателя. Обеспечивает пробивание гомогенной брони толщиной до 250 мм и поражение по типу «С» кабины РЛС в радиусе до 10 м;

— взрывательное устройство ЭВУ-Н-29, состоящее из взрывателя ЭВУ-Н-29, в литом корпусе которого размещены узел дальнего взведения и элементы электроцепи, и реакционного контакта. Обеспечивает подрыв боевой части при встрече ракеты с преградой не ранее чем через 4-8 сек. после пуска;

— аппаратуру управления и стабилизации. Она состоит из двух датчиков линейных ускорений ДА-11, двух рулевых блоков для управления по тангажу и курсу ДА-2СА и ДА-3СА, каждый из которых включал управляющий магнит, двухстепенной демпфирующий гироскоп, сопло с приемником воздушного давления и рулевую пневмомашинку, и одного блока крена ДА-1, содержащего интегрирующий гироскоп с арретиром, сопло и рулевую пневмомашинку с приемником воздушного давления;

— аппаратуру наведения 5И-1-Б, состоящую из штыревой антенны, высокочастотной части приемного устройства, приемника и блока управления и обеспечивающую прием радиосигналов с бортовой РЛС носителя и сигналов датчиков линейных ускорений ДА-11 и преобразование их в управляющие токи распределенные по каналам управления;

— воздушную систему, состоящую из пневмоблока, трубопроводов для подвода воздуха к блоку крена для раззаретирования гироскопа и обеспечения работа рулевой машинки, а также раззаретирования датчиков ускорений, коллектора и трубопроводов для подвода воздуха в рабочие цилиндры рулевых блоков раскрутки демпфирующих гироскопов, раззаретирования рулей;

— электросистему, состоящую из аккумуляторной батареи 949Ф, электрооборудования и электросети.

Компоновка ракеты предусматривает сборку, стыковку, а также технологическую взамозаменяемость ее агрегатов и отсеков, что достигается размещение аппаратуры в виде отдельных блоков:
— 1-й отсек представляет собой реакционный контакт электровзрывательного устройства, выполненный в виде двух изолированных один от другого конусов;
— 2-й отсек выполнен из двух частей, в которых установлены рулевые блоки ДА-2С и ДА-3С (или ДА-2СА и ДА-3СА), предохранительный механизм с чекой, бортовой источник электропитания. На корпусе отсека крепятся рули;
— 3-й отсек представляет собой боевую часть, с заднего торца которой устанолен взрыватель;
— 4-й отсек — пороховой ракетный двигатель. На корпусе отсека размещены контакты запуска двигателя и узлы подвески под носитель;
— 5-й отсек — место размещения блока крена ДА-1 А, двух датчиков линейных ускорений, пневмоблока, элементов электрооборудования. На корпусе отсека находятся узлы крепления консолей крыла, а вверху имеются бортовой и контрольный электроразъемы;
— 6-й отсек — место размещения аппаратуры наведения.

Серийное производство ракеты началось на Калининградском машиностроительном заводе в 1968 году и к 1972 году было выпущено 1175 ракет данного типа. После 1972 года в процессе серийного производства на Х-66 стали устанавливать:

— двигатель ПРД-228 (изделие 393-11) с ракеты Х-23, имевший по сравнению с ПРД-204 более высокие энергетические и эксплуатационные характеристики. Он допускал 50 взлетов-посадок вместо 5, мог использоваться в тропических условиях и при кинетическом нагреве ±150°С;

— ампульный пневмоблок (с ракеты Х-23) вместо пневмоблока, что вызвало изменения в воздушной системе ракеты;

— блок питания МБП-66 (включает две термохимические батареи 9Б16) вместо батареи 949Ф, что вызвало изменения в электрооборудовании и электросхеме ракеты и позволило повысить дальность прицельного пуска до 10 км и время управляемого полета до 19 сек.

Основными целями ракеты Х-66 являлись ракетные установки, кабины РЛС, бронемашины, железнодорожные эшелоны и малотоннажные корабли. После обнаружения цели летчик пикировал на нее, прицеливаясь по коллиматорному прицелу ПКИ с неподвижной маркой, при этом луч РЛС РП-21М был «закреплен» и совпадал с прицельной маркой. Пуск ракет возможен с пикирования под углом 10-30° как одиночно, так и залпом. После нажатия боевой кнопки включается часовой механизм программного регулирования усиления по дальности и мощности поступающего на борт радиосигнала, происходит запуск двигателя, ракета сходит с направляющей и летит автономно, стабилизируясь вокруг продольной оси. Примерно через 1,5 сек. после схода с пускового устройства Х-66 входит в луч бортовой РЛС носителя и аппаратура наведения начинает вырабатывать сигналы для удержания ее на равносигнальной линии радиолуча. В конце активного участка полета происходит полное взведение взрывателя и ракета полностью готова к подрыву, который происходит при ее встрече с преградой. До этого момента летчик должен удерживать марку прицела на цели.

Единственным носителем ракеты Х-66 был самолет МиГ-21ПФМ, который мог брать две ракеты, размещавшиеся на правой и левой подкрыльевых точках подвески на пусковых устройствах АПУ-68У.

На точность наведения влияли как сам способ наведения, зависящий от дальности, так и состав оборудования носителя, не имевшего САУ, позволяющей демпфировать собственные колебания самолета и, следовательно, радиолуча. Центральная марка прицела на предельных дальностях закрывала малоразмерную цель, мешая прицеливанию.

ТТХ ракеты Х-66 (выпуска 1969 г. / выпуска 1974 г.):
Максимальная дальность пуска, км:
— с максимальной высоты пуска: до 6 / до 10
— с минимальной высоты пуска: до 6 / до 10
Минимальная дальность пуска, км:
— с максимальной высоты пуска: до 3 / до 3
— с минимальной высоты пуска: до 3 / до 3
Диапазон высот пуска, км: 0,5-5,0 / 0,5-5,0
Диапазон скоростей пуска, км/ч: 560-1100 / 560-1100
Скорость полета, м/с:
— максимальная: менее 700 / 700;
— средняя (на дальности, км): 430-600 / 420-570
— минимальная конечная: менее 300 / 300
Время управляемого полета, сек: до 15 / до 25
Располагаемая перегрузка, g: до 11 / до 11
Точность (Екно), м: 8,2 / 8,2
Размеры ракеты, мм:
— длина: 3631 / 3631
— диаметр: 275 / 275
— размах крыла: 811 / 811
Стартовая масса ракеты, кг: 278 / 278
Macca боевой части, кг: 105 / 105
Тип боевой части: ОФК
Тип двигателя: РДТТ
Тип системы наведения: по радиолучу
Условия применения: простые метеоусловия
Носители: МиГ-21ПФМ.

Ракета Х-66 в музее Корпорации Тактическое ракетное вооружение.

Ракета Х-66 в музее Корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

Х-66. Рисунок.

Х-66. Рисунок.

Х-66. Схема.

Х-66. Схема.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Е.А.Федосов. Авиация ВВС России и научно технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня завтра.
А.В.Карпенко, С.И.Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты.
В.Ю.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-земля».