Многоцелевой истребитель МиГ-29БМ (9-11).

Разработчик: ОКБ МиГ, ОКБ «Русская авионика»
Страна: Белоруссия, Россия
Первый полет: 2003 г.

Сформированные в июне 1992 года Военно-воздушные силы Республики Беларусь получили в свое распоряжение практически всю авиационную технику ВВС бывшего Советского Союза, базировавшуюся к этому времени на белорусской территории. В число этого советского «наследия» вошло и более 80 истребителей МиГ-29 типа «9-12» и «9-13». Чуть более полусотни их базировалось на аэродроме Береза и ранее входило в состав 921-го истребительного авиаполка бывшей 26-й воздушной армии ВВС Советского Союза, теперь преобразованного в 927-ю авиабазу ВВС Республики Беларусь. Еще три десятка таких машин поступило в 1992 году на авиабазу Россь из состава расформированного 787-го истребительного авиаполка ВВС Советского Союза, входившего в состав Западной группы войск, дислоцировавшейся в Германии. Последние потом были переведены в Барановичи, где на базе бывшего 61-го истребительного авиаполка 2-й отдельной армии ПВО Советского Союза сформировали 61-ю авиабазу ВВС Республики Беларусь. К середине 90-х годов в ее составе числилось 30 истребителей МиГ-29 и 23 более тяжелых Су-27, еще 52 «МиГа» эксплуатировалось 927-й авиабазе в Березе.

Значительное сокращение потребной численности военной техники в Вооруженных силах Республики Беларусь в течение 90-х годах высвободило немалое количество достаточно современных самолетов, часть из которых решено было продать за границу. В результате, в 1996 году 18 истребителей МиГ-29 (включая две «спарки» МиГ-29УБ) было поставлено Белоруссией по контракту в Перу. Еще 31 самолет этого типа в течение 1999-2002 годов обрел нового владельца в лице ВВС Алжира. Первые 16 белорусских МиГ-29 прибыли в эту африканскую страну в 1999 году, в следующем году за ними последовали еще 11, а две заключительные пары «МиГов» Беларусь поставила в Алжир в 2001-м и 2002 годах (все данные — согласно официально опубликованным протоколам ООН об экспорте вооружений и военной техники).

В итоге, к началу нового века в составе ВВС Республики Беларусь осталось чуть более 40 истребителей МиГ-29 на авиабазах в Березе и Барановичах. Часть из них решено было подвергнуть модернизации с использованием российского опыта, полученного во второй половине 90-х годов при создании первых вариантов МиГ-29СМТ. И хотя российские партнеры по программе белорусской модернизации официально не называются, анализируя идеологию и конкретные технические решения доработки белорусских «МиГов», нетрудно сделать вывод о том, что в этих работах широко участвовали специалисты российского ОКБ «Русская авионика». Разработки именно этого коллектива были внедрены на борт первых опытных самолетов по программе МиГ-29СМТ, поступивших на испытания в 1997 году. В дальнейшем, правда, ВВС России решили отказаться от предложенного варианта модернизации МиГ-29, переориентировавшись на другого исполнителя работ по комплексированию обновленного «борта». Аналогичную судьбу постигло и совместное предложение «Русской авионики» и ИАПО по модернизации истребителей типа Су-27 и Су-30: воплотившие подобные доработки опытные Су-27УБМ и Су-30КН не нашли дальнейшей поддержки в России. Модернизация строевых истребителей Су-27 ВВС России с 2003 года проводится по другому «сценарию» и другим составом исполнителей. А обновленная российская программа МиГ-29СМТ пока так и не увидела реального воплощения в ВВС страны (сейчас модернизированные МиГ-29СМТ выпускаются исключительно на экспорт по контрактам с Йеменом и Эритреей).

Тем не менее, полученные «Русской авионикой» наработки не пропали даром: в начале нынешнего десятилетия ими заинтересовались белорусские военные, поставившие задачу модернизации части парка своей авиационной техники. В результате, в короткие сроки силами 558-го 558-го АРЗ в Барановичах при активном участии российских специалистов было переоборудовано и испытано сразу три образца модернизированных самолетов и вертолетов — истребители МиГ-29БМ и Су-27УБМ1, а также многоцелевой транспортно-боевой вертолет Ми-8MTKO1. Испытания МиГ-29БМ (самолет «9-11») были успешно завершены к июлю 2003 года, и завод в Барановичах начал поставки первых модернизированных «МиГов» ВВС Республики. Самолеты берутся непосредственно из строевой части и после доработки возвращаются обратно в состав 61-й авиабазы, одновременно, в соответствии с действующей эксплуатационной документацией, на них выполняются необходимые ремонтные работы.

Стоит заметить, что 558-й АРЗ имеет богатый опыт ремонта истребителей МиГ-29: с момента его освоения в 1994 году за десять лет в Барановичах было отремонтировано и возвращено в строй 86 самолетов данного типа. Здесь же прошли необходимую подготовку перед поставкой на экспорт «МиГи», поменявшее «гражданство» с белорусского на перуанское и алжирское.

На воздушном параде в честь 60-летия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков 3 июли 2004 года в полете впервые публично было продемонстрировано уже звено из четырех МиГ-29БМ.

Основные направления модернизации истребителя МиГ-29 до уровня МиГ-29БМ связаны с доработкой существующего и установкой нового оборудования, значительным расширением номенклатуры вооружения и внедрением системы дозаправки топливом в полете. Благодаря этому самолет обретает ряд новых качеств.

Во-первых, в состав оружия класса «воздух-воздух» дополнительно вводятся ракеты средней дальности РВВ-АЕ, ракет типа Р-27: Р-27ЭР и Р-27ЭТ (до этого на МиГ-29 обеспечивалось применение только ракет средней дальности Р-27Р и Р-27Т, а также ракет ближнего боя Р-73 и Р-60М). Ракеты РВВ-АЕ имеют инерциальный принцип наведения с радиокоррекцией и активное радиолокационное самонаведение на конечном участке. На МиГ-29БМ их может быть подвешено до шести штук. «Энергетические» ракеты Р-27ЭР и Р-27ЭТ имеют увеличенную (по сравнению с Р-27Р и Р-27Т) дальность пуска. Первая имеет инерциальное наведение с радиокоррекцией на начальном участке полета и полуактивное радиолокационное самонаведение на конечном, вторая оснащается тепловой головкой самонаведения. Обе могут быть подвешены на модернизированный истребитель по две штуки (на внутренние подкрыльевые пилоны).

Вторым новым качеством МиГ-29БМ является введение в номенклатуру вооружения высокоточных средств поражения наземных (морских) целей. Среди них ракеты Х-29Т (ТД) с телевизионными головками самонаведения, Х-29Л и Х-25МЛ с полуактивными лазерными головками самонаведения, ракеты типа Х-31: противорадиолокационные Х-31П и противокорабельные Х-31А, а также корректируемые бомбы КАБ-500Кр и КАБ-500Л. Всего на МиГ-29БМ может быть размешено две ракеты «воздух-поверхность» и две-четыре корректируемые бомбы. Аппаратура Л-150-22, предназначенная для управления и целеуказания ракетам Х-31П, размещается в контейнере. До адаптации к самолету специального оптико-электронного прицельного контейнера применение с МиГ-29БМ управляемого оружия с лазерными полуактивными головками самонаведения (Х-29Л, Х-25МЛ, КАБ-500Л) возможно только при внешнем целеуказании — лазерном подсвете цели с другого самолета (вертолета) или с земли.

В-третьих, в радиолокационном прицельном комплексе модернизированного истребителя МиГ-29БМ реализуется ряд новых режимов работы. Модернизированный РЛПК Н019П этого самолета дополнительно обеспечивает обзор земной и водной поверхности с обнаружением одиночных и групповых, точечных и протяженных наземных и надводных радиоконтрастных целей с ЭОП от 10 до 5000 м2, выдачу координат обнаруженных целей для формирования целеуказания и применение новых типов управляемого оружия, в т.ч. ракет «воздух-воздух» РВВ-АЕ и противокорабельных ракет Х-31А. В соответствии с расширением номенклатуры вооружения дорабатывается штатная система управления оружием (СУО) 20ПМ6.

В-четвертых, существенно расширяются возможности навигационного комплекса истребителя. Теперь он обеспечивает ввод и хранение данных о 99 промежуточных пунктах маршрута (ППМ), аэродромах и радиомаяках (ранее было всего шесть), формирование и хранение данных о восьми маршрутах полета (ранее не обеспечивалось), определение координат самолета с погрешностью менее 80 м (было 700 м), определение путевой скорости с погрешностью 0,2 м/с, возможность работы с международной системой навигации VOR/ILS. В состав нового навигационного комплекса N-911 входят навигационный вычислитель МВК-НВГ, приемник спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС / NAVSTAR, радиотехническая система ближней навигации (РСБН) А-323, аппаратура навигации и посадки VOR/ILS и DME. При этом на борту сохраняется серийный информационный комплекс вертикали и курса Ц-050, система воздушных сигналов СВС-П-72-3-2и, радиовысотомер А-037, система ограничительных сигналов СОС-3-1, командно-пилотажный и плановый навигационный приборы (КПП и ПНП-72-12), а система автоматического управления самолетов САУ-451-04 дорабатывается.

Модернизации подвергается информационно-управляющее поле кабины летчика. Вместо устаревшего монохромного телевизионного индикатора прямого видения ИПВ-2, на который на серийных МиГ-29 выводилась прицельная информация от РЛПК и КОЛС, на МиГ-29БМ устанавливается многофункциональный цветной жидкокристаллический индикатор МФИ-55 с размером рабочего поля 5×5 дюймов и кнопочным обрамлением. На него в графической форме выводится навигационная, обзорно-прицельная и параметрическая информация, а также изображение местности и целей, получаемое телевизионными головками самонаведения управляемых ракет Х-29Т (ТД) и корректируемых бомб КАБ-500Кр. Электронная система отображения информации (СОИ) обеспечивает также выдачу в систему управления вооружением (СУВ) и БРЭО информации, необходимой для формирования режимов работы комплекса от кнопочного обрамления индикатора МФИ-55. Помимо СОИ с МФИ-55 на МИГ-29БМ сохраняется штатная система единой индикации СЕИ-31-1. но без ИПВ-2. которая обеспечивает формирование прицельной информации на индикаторе на фоне лобового стекла ИЛС-51.

Доработкам подверглись также применяемые на самолетах МиГ-29 системы контроля, предупреждения экипажа и регистрации параметров. Система контроля и предупреждения экипажа «Экран-ОЗМ» доработана в части обеспечения контроля вновь установленных систем и выдачи информации по цифровой линии связи о состоянии самолетных систем в аппаратуру информационно-аналитической системы реального времени (ИАСРВ) «Аист». Применение такой аппаратуры впервые предусмотрено для самолетов МиТ-29БМ, при этом на наземный пункт управления в реальном масштабе времени передается и накапливается там информация как о параметрах полета, так и о местонахождении самолета в воздушном пространстве и обнаруженных им целях. Кроме того, на МиГ-29БМ внедрен комплекс контроля двигателей и систем самолета, который осуществляет регистрацию и накопление на твердых носителях до 1 Gb полетной информации от систем «Тестер-УЗЛ», «Экран-ОЗМ», БПК-88 серии ЗКМ и СОК, ее обработку и экспресс-анализ. Дополнительно на борт истребителя устанавливается также УКВ-радиостанция Р-800Л2.

Наконец, еще одним существенным (в т.ч. внешним) отличием МиГ-29БМ от серийного МиГ-29 является внедрение на нем системы дозаправки топливом в полете. В головной части фюзеляжа, по левому борту, устанавливается легкосъемная, неубирающаяся в полете штанга дозаправки с универсальным приемником топлива ГПТ-2Э, которая обеспечивает стыковку с танкерами как российского, так и зарубежного производства. Система обеспечивает дозаправку в воздухе как внутренних баков МиГ-29БМ, так и подвесных — подфюзеляжного и двух подкрыльевых. Она может выполняться днем в простых метеоусловиях, при визуальном обнаружении самолета-заправщика, в диапазоне высот от 2000 до 8000 м при скорости полета 400-600 км/ч (число М не более 0,85). В результате одной дозаправки топливом в воздухе дальность полета истребителя МиГ-29БМ возрастает на величину до 80%, существенно увеличивается также продолжительность полета. Наличие неубирающейся штанги не накладывает ограничений на пилотирование и решение боевых задач.

В целом в процессе переоборудования строевого самолета МиГ-29 по типу МиГ-29БМ в состав его БРЭО вводится 23% новых блоков, а еще 6% подвергается доработкам. По оценкам авторов модернизации, в результате внедряемых усовершенствований комплекса оборудования и расширения номенклатуры вооружения боевой потенциал самолета МиГ-29БМ при решении задач «воздух-воздух» возрастает по сравнению с серийным МиГ-29, на 80% а при решении задач «воздух-поверхность» — в 4 раза. Суммарный боевой потенциал (50% задач «воздух-воздух» и 50% — «воздух-поверхность») увеличивается в 2,9 раза, при этом МиГ-29БМ даже несколько превосходит современные зарубежные истребители EF2000 «Тайфун» (коэффициент боевого потенциала относительно серийного МиГ-29 — 2,8), «Рафаль» (2,65) и JAS39 «Грипен» (2,05). Несколько уступая «Еврофайтеру» и «Рафалю» в задачах «воздух-воздух» (боевой потенциал относительно серийного МиГ-29 соответственно 2,1 и 1,9, у МиГ-29БМ — 1,8), но значительно превосходя «Грипен» (1,1), МиГ-29БМ безоговорочно лидирует перед всеми западными аналогами при поражении наземных (морских) целей (коэффициенты боевого потенциала 4,0, 3,4, 3,5 и 3,0 соответственно).

Для наземной тренировки и обучения летного состава выполнению полетов и боевому применению модернизированного истребителя МиГ-29БМ силами 558-го АРЗ и ОКБ «Русская авионика» разработан и изготовлен комплексный тренажер этого самолета, первый комплект которого уже передан ВВС Беларуси и находится в эксплуатации на 61-й авиабазе в Барановичах. Он позволяет производить подготовку и тренировки пилотов истребителей МиГ-29БМ для полетов днем и ночью в различных географических и погодных условиях в соответствии с руководством по летной эксплуатации самолета и курсом боевой подготовки.

В состав комплексного тренажера самолета МиГ-29БМ (КТС-МиГ-29БМ) входят неподвижный макет кабины с полным комплектом приборного оборудования, система визуализации закабинного пространства, рабочее место инструктора-оператора, вычислительный комплекс и вспомогательный настольный тренажер. Макет кабины КТО МиГ-29Б М по информационно-управляющему полю соответствует реальной кабине самолета, имеет регулируемое по высоте кресло летчика, ручку управления самолетом и педали с механизмами загрузки, триммирования и регулирования управления, рычаги управления двигателями, штатные пульты, табло и индикаторы, а также имитаторы пилотажно-навигационных приборов и приборов контроля систем с реальными внешним видом и индикацией.

Проекционная система визуализации закабинного пространства обеспечивает отображение наблюдаемого летчиком воздушного пространства, земной поверхности, наземных и воздушных объектов и целей, а также применения оружия на сегмент сферы с угловыми размерами 120° по азимуту и 30-40° по углу места.

С рабочего места инструктора-оператора осуществляется включение и управление режимами работы КТС-МиГ-29БМ. На нем отображается тактическая обстановка с картой местности, траектория полета самолета, целей и ракет, закабинное пространство с изображением экрана ИЛС, пилотажные приборы и положения командных рычагов управления самолетом, двигателями и системами, экран МФИ-55, информация об отказах бортовых систем.

Вычислительный комплекс обеспечивает взаимодействие систем тренажера, моделирование динамики полета и работы систем самолета, в т.ч. имитацию полета самолета, тактической обстановки и движения целей, работы СУВ, системы индикации, навигации, СУО, применения управляемого и неуправляемого оружия, включая стрелково-пушечное, бортовых отказов.

Вспомогательный настольный тренажер представляет собой автоматизированное рабочее место летчика, позволяющее осуществлять подыгрыш при отработке на тренажере действий в паре и имитации управляемой оператором цели.

Комплексный тренажер самолета МиГ-29БМ позволяет летчикам тренироваться в решении всех пилотажно-навигационных задач и вопросов боевого применения, определяемых руководством полетной эксплуатации самолета и курсом боевой подготовки. Моделирование закабинной обстановки осуществляется с высокой степенью реалистичности дли всех этапов полета и боевого применения и включает моделирование различных ландшафтов на основе цифровых карт местности и данных аэрофотосъемки, различных времен года, времени суток и метеоусловий, неподвижных наземных (морских) объектов и виртуальных подвижных объектов (самолеты, ракеты и т.п.).

Для тренировки боевого применения самолета МиГ-29БМ тренажер позволяет отрабатывать операции с РЛС, КОЛС и другим оборудованием истребителя, всеми видами применяемого реальным самолетом оружия (управляемого и неуправляемого) по воздушным и наземным целям, а также тактические приемы ведения боевых действий одиночно и в составе пары (с использованием виртуальных партнеров и противников), режимы картографирования земной (водной) поверхности, вывод самолета в район дозаправки в воздухе, сближение с танкером, стыковку с ним и осуществление дозаправки.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-29БМ
Размах крыла, м: 11,36
Длина, м: 17,32
Высота, м: 4,73
Площадь крыла, м2: 38,10
Масса, кг
-пустого самолета: 11600
-нормальная взлетная: 15100
-максимальная взлетная: 18500
Топливо, л
-внутренне: 6100
-ПТБ: 3800
Тип двигателя: 2 х ТРДДФ РД-33
Тяга, кгс: 2 х 8300
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2340 (М=2.2)
-у земли: 1400
Практическая дальность, км
-без ПТБ: 1500
-с тремя ПТБ: 2900
-с одной дозаправкой: более 5000
Максимальная скороподъемность, м/мин: 19800
Практический потолок, м: 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 9,0
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 30-мм встроенная пушка ГШ-301 с боекомплектом 75 патронов
Боевая нагрузка, кг: 3000 (на шести подкрыльевых и одном подфюзеляжном узлах внешней подвески).

МиГ-29БМ.

МиГ-29БМ.

МиГ-29БМ.

МиГ-29БМ.

МиГ-29БМ.

МиГ-29БМ.

МиГ-29БМ.

Авиабомба КАБ-500Кр и ракеты Р-60М под крылом МиГ-29БМ.

Арсенал МиГ-29БМ.

Кабина истребителя МиГ-29БМ.

Тренажер КТС-МиГ-29БМ.

Схема подвески вооружений.

.

.

Список источников:
«Взлет» № 6 за 2005 г. Андрей Фомин. Белорусский модернизированный.
Foxbat.ru. Авиабаза ВВС Республики Беларусь — Мачулищи.
Foxbat.ru. Авиабаза ВВС Республики Беларусь — Барановичи.
Военно-технический сборник «Бастион» 2015.
Фотоархив сайта russianplanes.net