Многоцелевой истребитель МиГ-29СМ.

Разработчик: ОКБ МиГ
Страна: Россия
Первый полет: 1995 г.

Несмотря на то, что Министерство обороны России в начале 90-х годов практически прекратило финансирование АНПК «МиГ» по тематике легких фронтовых истребителей, ОКБ все же продолжало работы по дальнейшей модернизации самолета МиГ-29. Следующим шагом в этом направлении стало создание модификации, названной МиГ-29СМ. Сохранив все усовершенствования, уже реализованные на МиГ-29С, конструкторы расширили номенклатуру вооружения этой машины высокоточным оружием класса «воздух-поверхность» — управляемыми ракетами общего назначения Х-29Т и корректируемыми бомбами КАБ-500Кр с телевизионными головками самонаведения, предназначенными для поражения высокопрочных малоразмерных наземных целей. Такое оружие автономно, не требует подсвета цели после пуска (сброса) и позволяет самолету-носителю не входить в зону ПВО поражаемого объекта.

Для применения ракет и бомб с телевизионными ГСН в состав СУВ истребителя включили телевизионный канал с автономным вычислителем, обеспечивающий отображение на индикаторе в кабине «картинки» местности, просматриваемой головкой самонаведения ракеты (бомбы). Обнаружив цель, летчик фиксирует на ней перекрестие, тем самым задавая целеуказание ГСН, а далее все процессы наведения ракеты (бомбы) выполняются автоматически. При этом реализуется принцип «пустил-забыл», при котором значительно сокращаются потери самолетов-носителей на поле боя.

Отработка применения управляемого оружия «воздух-поверхность» с телевизионными ГСН проводилась с 1995 года на опытном истребителе МиГ-29 № 405 и переоборудованном серийном МиГ-29 № 4711, при этом у первого изображение местности передавалось на штатный индикатор прямого видения (ИПВ), а у второго — на установленный вместо него монохромный электронно-лучевой индикатор, применяемый в СОИ самолетов МиГ-29М.

Для определения летно-технических характеристик и характеристик устойчивости и управляемости истребителя с новым вооружением использовался также опытный МиГ-29 № 4808 (бортовой № 357), однако пуски (сбросы) с него не производились. Испытания по программе МиГ-29СМ были успешно завершены в 1996 г., и заказчик подписал положительное заключение, рекомендовав произвести соответствующую доработку строевых самолетов. По оценкам специалистов МАПО «МиГ», многоцелевой истребитель МиГ-29СМ, вооруженный двумя ракетами Х-29Т или четырьмя бомбами КАБ-500Кр, решает задачи «воздух-поверхность» практически с той же эффективностью, что и F-16C и превосходит (по критерию «эффективность-стоимость») F/A-18C на 15%, МиГ-29СЭ на 35% и «Мираж-2000-5» на 50%. Дальнейшее повышение боевых возможностей МиГ-29СМ будет обеспечено включением в состав его вооружения про-тиворадиолокационных ракет Х-31П с пассивными РГС, предназначенных для поражения работающих наземных и корабельных РЛС. Такое оружие позволит самолету с существенно меньшими потерями преодолевать систему ПВО и эффективно бороться с кораблями противника. Работы по до-оснащению истребителя ракетами Х-31П заканчиваются в 1998 году.

Зарубежная премьера МиГ-29СМ состоялась на авиасалоне в Ле Бурже в июне 1995 года, где демонстрировался опытный самолет МиГ-29 № 405, получивший «выставочный» № 331 и оснащенный разнообразным управляемым вооружением классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Позднее роль МиГ-29СМ на международных выставках (в Берлине в 1996 году и в Париже в 1997 году) «играл» опытный МиГ-29 № 4808 (бортовой № 357, «выставочный» № 353) с системой дозаправки топливом в полете.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-29СМ
Размах крыла, м: 11,36
Длина, м: 17,32
Высота, м: 4,73
Площадь крыла, м2: 38,06
Масса, кг
-пустого самолета: 11200
-нормальная взлетная: 15600
-максимальная взлетная: 19700
Топливо, кг
-внутреннее: 4540
-ПТБ: 3800
Тип двигателя: 2 х ТРДДФ РД-33
Тяга, кгс: 2 х 8300
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2450
-у земли: 1500
Практическая дальность, км
-на малой высоте: 710
-на большой высоте: 1500
-с ПТБ: 2100
Макс.скороподъемность, м/мин: 19800
Практический потолок, м: 18000
Экипаж: 1
Вооружение: одна 30-мм встроенная пушка ГШ-301
Боевая нагрузка: 4000 кг на шести подкрыльевых узлах — 2-4 УР «воздух-воздух» Р-27Р и до 6 Р-73, Р-60М или Р-77 (РВВ-АЕ); 2 УР «воздух-поверхность» Х-29Т (ТД) или 2 УР Х-31А или Х-31П; 4 УАБ КАБ-500Кр; бомбы 250- или 500-кг, контейнер КМГУ; НАР 80-мм С-8 в блоках Б-8М1 и С-24Б.

1.Опытный МиГ-29СМ.

Опытный МиГ-29СМ.

2.Опытный МиГ-29СМ.

Опытный МиГ-29СМ.

3.Опытный МиГ-29СМ в полете.

Опытный МиГ-29СМ в полете.

4.МиГ-29СМ выставочный № 357

МиГ-29СМ выставочный № 357.

5.МиГ-29СМ выставочный № 357. 2

МиГ-29СМ выставочный № 357.

6.МиГ-29СМ выставочный № 331.

МиГ-29СМ выставочный № 331.

7.Опытный МиГ-29 № 4808 (бортовой № 357, выставочный № 353).

Опытный МиГ-29 № 4808 (бортовой № 357, выставочный № 353).

МиГ-29СМ ВВС Судана.

МиГ-29СМ ВВС Судана.

8.Схема подвески вооружения на МиГ-29CМ

Схема подвески вооружения на МиГ-29CМ.

.

.

Список источников:
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Крылья Родины. Михаил Левин. Тот самый «МиГ».
Авиация и Время. Валерий Мигунов. Истребитель МиГ-29. Эпизоды испытаний.
Полигон. Е.Гордон, А.Фомин, А.Михеев. МиГ-29.
Владимир Ильин. МиГ-29, «Мираж» 2000, F-16. Звезды четвертого поколения.
Роман Астахов. Русская Сила. Фронтовой истребитель МиГ-29.
Сайт «Уголок неба». 2006 страница: «МиГ МиГ-29СМ».
Фотоархив сайта russianplanes.net