Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС.

Разработчик: ОКБ Бериева
Страна: Россия
Первый полет: 2002 г.

Вторая «двухсотка» (№ 7682000003) поднялась в воздух со взлетной полосы заводского аэродрома ИАПО 27 августа 2002 года. В первом сорокаминутном полете её пилотировал экипаж ТАНТК в составе летчиков-испытателей Н.П.Кулешова и Н.Н.Охотникова, а также бортинженера А.Н.Тернового. В отличие от первой она была построена в варианте Бе-200ЧС, в комплектации оборудования максимально приближенном к требованиям заказчика — МЧС России.

В конце месяца Бе-200ЧС (с бортовым номером RA-21512) перелетела в Таганрог, где впервые взлетела с воды, а 3 сентября её перегнали в Геленджик. Появление в вечерних сумерках в небе над бухтой амфибии в элегантной светлой окраске стало маленькой сенсацией, и в течение всего «Гидроавиасалона-2002» Бе-200ЧС был в центре всеобщего внимания.

Внешне от первой машины (002) Бе-200ЧС отличалась уже упоминавшейся окраской, наличием двух блистеров и более «облагороженными» подкрыльевыми поплавками. Но основные же, не видимые глазу отличия касались в первую очередь оборудования амфибии. На самолете установлены модернизированный бортовой пилотажно-навигационный комплекс АРИА-200М, новые системы ЭДСУ и СПУ-200ЧС, бортовая система наблюдения AOS, система внешнего звукового оповещения SGU-600, прожектор SX-5. В грузовой кабине оборудованы рабочие места для двух наблюдателей, оснащенные теми самыми блистерами для визуального поиска целей, а также размещены надувная шлюпка «Орион-25С» и грузовое оборудование. Стенки и потолок кабины закрыты декоративными панелями изготовленные британской фирмой AIM Aviation.

Бе-200ЧС предназначен для выполнения следующих основных задач:
-доставка групп спасателей, необходимого оборудования и грузов первой необходимости в районы стихийных бедствий с посадкой на ближайшие аэродромы и водоемы; -эвакуация пострадавших из зоны бедствия;
-поиск и обнаружение кораблей и судов, терпящих бедствие;
-точное определение координат очагов чрезвычайной ситуации;
-классификация обнаруженных целей визуально и с помощью бортовых технических средств;
-перевозка пожарных команд и грузов.

Следует отметить, что «двухсотка» создается в широкой международной кооперации, в которой помимо ТАНТК и ИАПО участвуют «Мотор Сич» (Украина) — двигатели Д-436ТП, «Аэросила» (Россия) — ВСУ ТА-12-60, ARIA (Россия/США) — ПНК АРИА-200М, AIM Aviation (Великобритания) — интерьер кабины, AIR Cruisers (США) аварийно-спасательное оборудование, TAMAM/IAI Division (Израиль) — бортовая система наблюдения, PALL (США) — элементы топливной системы, Goodrich Hella (США/Германия) и Spectrolab (Великобритания) — светотехническое оборудование, Vibro Meter (Швейцария) — оборудование для измерения вибрации силовой установки и многие другие организации и фирмы.

После завершения «Гидроавиасалона-2002» Бе-200ЧС начал цикл сертификационных испытаний, для получения сертификата типа на вариант Бе-200ЧС. Продолжаются испытания и первой летной машины, она должна получить полный сертификат типа в 2003 году.

Серийное производство самолета в настоящее время ведется в Иркутске. В текущем году планируется сдать заказчику две серийные машины (101 и 102). Остальные Бе-200ЧС (машины 201, 202, 203, 301, 302) должны пополнить парк авиации МЧС до конца 2005 года. На Бе-200 уже самостоятельно вылетел летчик-испытатель НПК «ИРКУТ» (нынешнее название ИАПО) Л.Г.Смелый и бортинженер С.С.Хороших, которые будут поднимать в воздух серийные машины. В Авиационном учебном центре гидроавиации ТАНТК, с марта этого года, уже идет переучивание летного и инженерно-технического состава авиации МЧС России на Бе-200ЧС. Мощности ИАПО позволяют производить до четырех амфибий в год. В дальнейшем объем производства Бе-200 может быть увеличен вдвое.

На проходившей в период с 6 по 10 сентября Международной выставке гидроавиации «Геленджик-2006» самолет-амфибия Бе-200ЧС в течение трех дней установил восемь мировых рекордов.

6 сентября на самолете Бе-200ЧС (RF-21512) в классе C-2i (гидросамолеты — взлет и посадка на воду) был установлен мировой рекорд по скорости полета по замкнутому маршруту протяженностью 500 км (без груза). Рекорд этот тем более важен и интересен, что его установил экипаж, в состав которого входил не только летчик-испытатель ТАHТК имени Г.М.Бериева Hиколай Кулешов, но и сам главком ВВС Владимир Михайлов, исполнявший обязанности второго пилота.

Hа следующий день, 7 сентября, на этой же машине были установлены сразу три мировых рекорда — максимальная скорость по замкнутому маршруту 1000 км без груза и с коммерческой нагрузкой 1000 кг и 2000 кг.

И наконец, 9 сентября в двух полетах на этой же «двухсотке» были установлены следующие мировые рекорды в классе С-3 (самолеты-амфибии):

— максимальная скорость полета по замкнутому маршруту протяженностью 500 км без груза,

— максимальная скорость полета по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км без груза,

— максимальная скорость полета по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с коммерческой нагрузкой 1000 кг и 2000 кг.

К 2008 году было сдано еще 5 машин : 2 (RF-21512) — 31.07.2003 г. МЧС России, 3 (RF-32767) — 19.04.2004 г. МЧС России, 4(RF-32768) — 27.07.2005 г. МЧС России, 5 (RF-32769) — 31.10.2006 г. МЧС России, 6 (FHN-10201 (76820002703)) — 30.04.2008 г. МЧС Азербайджана.

МЧС к семи заказанным в 2001 году, заказала еще 8. Ведутся переговоры с европейскими потенциальными клиентами.

20 июня 2003 года Бе-200чс получил сертификат типа воздушного судна ограниченной категории.

В ноябре 2008 года двигатели Д-436ТП в составе с Бе-200ЧС получили европейский сертификат.

ЛТХ:

Модификация: Бе-200ЧC
Размах крыла, м: 32,78
Длина самолета, м: 32,05
Высота самолета, м: 8,90
Площадь крыла, м2: 117,40
Масса, кг
-пустого самолета: 28000
-максимальная взлетная (с воды:) 40000
-максимальная взлетная (с суши): 42000
-топлива: 12500
Тип двигателя: 2 х ТРДД Д-436ТП
Тяга, кгс
-максимальная: 2 х 7500
-крейсерская: 2 х 1500
Максимальная крейсерская скорость, км/ч: 700
Экономическая скорость, км/ч: 560-600
Практическая дальность, км: 3100
Время патрулирования, ч.мин: 6.5
Практический потолок, м: 8000
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: до 7500 кг груза или 7 контейнеров LD-3 или 9 поддонов ПА 1.5; до 50 человек на сидениях или до 30 пострадавших на носилках.

1.Бе-200ЧС на стоянке.

Бе-200ЧС на стоянке.

4.Бе-200ЧС на стоянке.

Бе-200ЧС на стоянке.

2.Бе-200ЧС МЧС России на стоянке.

Бе-200ЧС МЧС России на стоянке.

3.Бе-200ЧС МЧС России на стоянке.

Бе-200ЧС МЧС России на стоянке.

5.Бе-200ЧС МЧС России на рулежке.

Бе-200ЧС МЧС России на рулежке.

6.Бе-200ЧС МЧС России на рулежке.

Бе-200ЧС МЧС России на рулежке.

8.Взлет Бе-200ЧС.

Бе-200ЧС МЧС России на взлете.

7.Бе-200ЧС МЧС России на взлете.

Бе-200ЧС МЧС России на взлете.

9.Бе-200ЧС МЧС России на взлете.

Бе-200ЧС МЧС России на взлете.

10.Бе-200ЧС в полете.

Бе-200ЧС в полете.

http://mirageswar.com/

Бе-200ЧС заходит на посадку.

12.Бе-200ЧС МЧС России на воде.

Бе-200ЧС МЧС России на воде.

13.Бе-200ЧС на воде.

Бе-200ЧС МЧС России на воде.

14.Бе-200ЧС на воде.

Бе-200ЧС на воде.

15.Бе-200ЧС на воде.

Бе-200ЧС МЧС России на воде.

16.Взлет Бе-200ЧС с воды.

Взлет Бе-200ЧС с воды.

17.Сброс воды с Бе-200ЧС.

Сброс воды с Бе-200ЧС.

19.Бе-200ЧС выруливает на пирс.

Бе-200ЧС выруливает из воды на пирс.

20.Кабина Бе-200ЧС.

Кабина Бе-200ЧС.

Компоновка Бе-200ЧС.

Бе-200ЧС. Схема.

.

.

Список источников:
Александр Заблотский, Андрей Сальников. Самолеты ТАНТК им. Г.М. Бериева 1968-2002.
Александр Заблотский, Андрей Сальников. 75 лет ТАНТК им. Г.М. Бериева.
ТАНТК им. Г. М. Бериева — многоцелевой самолет-амфибия Бe-200ЧС.
Журнал «Авиация и время» 2003 г. Спецвыпуск. Александр Заблотский, Андрей Сальников. Самолет-амфибия XXI.
Журнал «Взлет» № 09 за 2008 г. Александр Заблотский, Андрей Сальников. Мировой рынок гидросамолетов.
Сайт «Уголок неба». 2011 г. страница: «Бериев Бе-200ЧС».