Палубный учебно-боевой истребитель МиГ-29КУБ.

Разработчик: РСК МиГ
Страна: Россия
Первый полет: 2007 г.0.МИГ-29КУБ

Идея создания учебно-боевой машины на базе палубного истребителя МиГ-29К возникла параллельно строительству первого экземпляра миговского палубника. Первоначально для подготовки пилотов МиГ-29К в АНПК «МиГ» во второй половине 80-х годов прорабатывался проект двухместной палубной учебно-боевой машины, получившей название МиГ-29КУ (9-62). Изучение возможностей использования сухопутного учебно-боевого самолета МиГ-29УБ для тренировки морских летчиков показало, что обзор из задней кабины (инструктора) явно недостаточен для обеспечения безопасной посадки на палубу. Поэтому кабины инструктора и обучаемого на МиГ-29КУ выполнили раздельными по типу кабин самолетов МиГ-25РУ/ПУ. Кресло в задней кабине установили с большим превышением относительно переднего, за счет чего на посадке из обеих кабин обеспечивался практически одинаковый обзор. Новое расположение кабин экипажа привело к изменению конструкции и обводов носовой части корпуса самолета. В связи с приостановлением работ по корабельному истребителю МиГ-29К рабочее проектирование его учебного варианта не проводилось. Были лишь построены продувочная модель МиГ-29КУ и полноразмерный макет головной части его корпуса.

Второй раз к этой идее вернулись после подписания 20 января 2004 года Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) «МиГ» контракта на поставку ВМС Индии многофункциональных истребителей корабельного базирования.

Он предусматривает поставку 12 одноместных самолетов МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ, а также обучение летчиков и технического персонала заказчика, поставку тренажеров, запчастей и организацию сервисного обслуживания самолетов. Также предусмотрен опцион еще на 30 самолетов со сроком поставки до 2015 года. В 2005 году в соответствии с указанным опционом был подписан контракт на поставку вооружения для МиГ-29К/КУБ.

Летные испытания отдельных систем и узлов МиГ-29К/КУБ ведутся с 2002 года. Для этого задействовано 8 самолетов МиГ-29 различных модификаций, на которых в 2002-2006 годах выполнено около 700 полетов.

Одноместный МиГ-29К — многофункциональный истребитель корабельного базирования, предназначенный для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным и обычным оружием днем и ночью в любых погодных условиях.

Его учебно-боевой вариант МиГ-29КУБ предназначен для:
-тренировки и приобретения (совершенствования) навыков пилотирования и самолётовождения;
-отработки элементов боевого применения;
-решения всех боевых задач, тождественных МиГ-29К.

При создании планера, силовой установки и бортового оборудования МиГ-29КУБ использованы самые современные технологии. Доля композиционных материалов в составе планера достигла 15%. Самолет оснащается новыми двигателями РД-33МК с увеличенными тягой и ресурсом.

Бортовое радиолокационное оборудование (БРЭО) МиГ-29К/КУБ построено по принципу открытой архитектуры, что облегчает модернизацию самолета и наращивание его арсенала.

На МиГ-29КУБ устанавливаются современные многофункциональные импульсно-доплеровские радиолокационные станции «Жук-МЭ» и новейшие оптико-электронные системы.

В определении облика МиГ-29КУБ самое активное участие приняли представители Министерства обороны и ВМС Индии. По ряду позиций ими были заданы требования, превышающие мировой уровень.

В соответствии с пожеланием Заказчика, БРЭО МиГ-29КУБ выполнено интернациональным. В его создании помимо российских участвуют индийские, французские и израильские компании.

Самолет МиГ-29КУБ спроектированы в Инженерном Центре «ОКБ им. А.И.Микояна», который возглавляет заместитель Генерального директора — генерального конструктора Барковский Владимир Иванович. Главный конструктор самолетов МиГ-29К/КУБ — Бунтин Николай Николаевич.

Первый полет истребителя МиГ-29КУБ состоялся 20 января 2007 года на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М.Громова. Самолет поднял в воздух экипаж в составе Михаила Беляева и Павла Власова (руководитель программы испытаний).

ЛТХ:

Модификация: МиГ-29КУБ
Размах крыла, м
-на стоянке авианосца: 7,80
-полный: 11,99
Длина, м: 17,37
Высота, м: 5,18
Площадь крыла, м2: 42,00
Масса, кг
-пустого самолета: —
-нормальная взлетная: 18650
-максимальная взлетная: 22400
Тип двигателя: 2 х ТРДДФ РД-33 сер. 3М
Тяга, кгс: 2 х 8700
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 2100
-у земли: 1400
Практическая дальность, км
-с тремя ПТБ: 2700
-без ПТБ: 1600
Макс. скороподъемность, м/мин: 18000
Практический потолок, м: 17500
Эксплуатационная перегрузка: 8
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 1 х 30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект 150 патронов)
Боевая нагрузка: 4500 кг на 9 узлах подвески.

1.МиГ-29КУБ на палубе во время испытаний.

МиГ-29КУБ на палубе во время испытаний.

1а.Истребители МиГ-29КУБ на палубе.

Истребители МиГ-29КУБ для ВМС Индии на палубе.

7.МиГ-29КУБ раскрывает крылья.

МиГ-29КУБ раскрывает крылья.

2.МиГ-29КУБ взлетает с палубы.

МиГ-29КУБ взлетает с палубы.

3.МиГ-29КУБ в полете.

МиГ-29КУБ в полете.

4.МиГ-29КУБ над палубой.

МиГ-29КУБ над палубой.

5.МиГ-29КУБ в момент зацепа посадочного троса.

МиГ-29КУБ на посадке в момент зацепа посадочного троса.

6.МиГ-29КУБ выполнил посадку на палубу.

МиГ-29КУБ после посадки на палубу.

7а.МиГ-29КУБ на аэродроме Раменское (Жуковский). 2012 год.

МиГ-29КУБ на аэродроме Раменское (Жуковский). 2012 год.

8.МиГ-29КУБ для индийских ВМС выполняет проход над палубой.

МиГ-29КУБ для индийских ВМС выполняет проход над палубой.

9.МиГ-29КУБ для ВМС Индии выполняет посадку на палубу.

МиГ-29КУБ для ВМС Индии выполняет имитацию посадки на палубу.

МиГ-29КУБ ВМС Индии.

10.Сборочная линия МиГ-29КУБ.

МиГ-29КУБ в сборочном цехе.

11.Кабина пилота МиГ-29КУБ

Передняя кабина МиГ-29КУБ.

12.МиГ-29КУБ ВМС Индии. Рисунок.

МиГ-29КУБ ВМС Индии. Рисунок.

13.МиГ-29КУБ. Схема.

МиГ-29КУБ. Схема.

.

.

Список источников:
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
РСК МиГ. Многофункциональные истребители корабельного базирования МиГ-29К/МиГ-29КУБ.
Красная Звезда. Юрий Авдеев. Из Жуковского видим Дели.
Сайт «Уголок неба». 2006 страница: «МиГ МиГ-29КУБ».
Фотоархив сайта russianplanes.net