Турбореактивный авиационный двигатель РД-33.

Разработчик: НПП «Завод им. В.Я.Климова»
Страна: СССР
Начало разработки: 1968 г.
Начало испытаний: 1972 г.
Серийное производство: 1981 г.
Принятие на вооружение: 1985 г.

Двигатель РД-33 разработан в 1968-1985 годах в НПП «Завод им. В.Я.Климова» под руководством С.П.Изотова и В.В.Старовойтенкова. Двигатель предназначается для лёгкого фронтового истребителя МиГ-29 и других самолётов данного класса.

РД-33 представляет собой двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель модульной конструкции со смешением потоков в общей форсажной камере и регулируемым реактивным соплом. Двигатель двухконтурный с 4 ступенями КНД, 9 ступенями КВД, короткой кольцевой камерой сгорания с 24 форсунками, одноступенчатой ТВД и ТНД(монокристаллические), форсажной камерой. Система управления электро-гидромеханическая. Температура газов перед турбиной составляет 1680°К. Двигатель может работать при любом пространственном положении самолёта. Двигатель оборудован системами защиты и раннего обнаружения неисправностей.

Двигатель надёжно работает во всём диапазоне скоростей и высот полёта МиГ-29, в том числе при применении ракетного и пушечного вооружения. Он имеет малый удельный вес (0,127) и высокую температуру газа перед турбиной. На РД-33 применена «температурная раскрутка», составляющая по величине 140°. Двигатель даёт возможность полёта до числа М=2,35. Время приемистости двигателя при переходи с малого газа на полный форсированный режим составляет 4-5 с.

В настоящее время для повышения манёвренности для двигателя разработана система управления вектором тяги. Технология, по которой спроектировано сопло с отклоняемым вектором тяги, универсальна. Это позволяет устанавливать отклоняемое сопло на турбореактивные двигатели различных конструкций как российского, так и иностранного производства.

Конструкция сопла, выполненная по осесимметричной схеме с поворотом сверхзвуковой части, обеспечивает возможность всеракурсного изменения вектора тяги, наибольшую угловую скорость его отклонения и наименьшее увеличение массы двигателя. Вектор тяги отклоняется изменением положения створок многорежимного сопла на заданный угол. Максимальное отклонение сопла от продольной оси составляет 15° со скоростью поворота 60 град./с, что даёт значительное увеличение манёвренности и улучшает характеристики полёта на закритических углах атаки.

Всего изготовлено более 5000 двигателей РД-33. Ремонт осуществляется на авиаремонтных заводах № 121 (Кубинка), № 218 (Гатчина), № 570 (Ейск). Лицензию на производство двигателя приобрела Индия.

Модификации:ъ
РД-33 серии 1 (1984 г.) — первый крупносерийный вариант с ресурсом 300 ч. Применялся на первых серийных самолетах МиГ-29.
РД-33 серии 2 (1987 г.) — модификация с увеличенным до 1400 часов назначенным ресурсом.
РД-33 серии 3 (1995 г.) — модификация с увеличенным до 2000 часов назначенным ресурсом. Выпускается серийно с 1999 года.
РД-33И («изделие 88И», 1982 г.) — модификация двигателя без форсажной камеры для опытного штурмовика Ил-102.
РД-33К («изделие 21», 1985 г.) — модификация для палубного истребителя МиГ-29К и модернизированного МиГ-29М. Введён чрезвычайный взлётный режим тягой 8700 кгс, также произведены конструкционные изменения. Отличается дополнительной антикоррозионной защитой. На РД-33К применена цифровая электронно-гидромеханическая система автоматического управления, основными элементами которой являются гидромеханический насос-регулятор НР-85, регулятор сопла и форсажа РСФ-85 и электронная система управления ЭСУ-21
РД-33АС — стартовый двигатель для анфибии А-42ПЭ.
РД-33Б/НБ — двигатели без форсажной камеры для летательных аппаратов различного назначения.
РД-33Н (СМР-95, 1995 г.) — модификация с нижним расположением коробки двигательных агрегатов для модернизации истребителей Super Mirage F-1 и Super Cheetah D-2 ВВС ЮАР. Первый российский проект создания турбореактивного двигателя для иностранного истребителя. Благодаря замене штатных двигателей на двигатели СМР-95 ЛТХ эффективность боевого применения самолётов выросли в 1,2 — 3 раза.
РД-93 («изделие 93», 2002 г.) — модификация РД-33 тягой 8300 кгс с нижней коробкой агрегатов для однодвигательного истребителя FC-1 производства КНР. Первая партия поставлена заказчику в 2002-2003 годах заводом им. Климова. Серийное производство освоено на ММП им. Чернышева.
РД-33-10М2 — опытный с отклоняемыми в двух плоскостях соплами.
РД-133 — модернизированный с отклоняемым вектором тяги.
РД-33МК «Морская Оса» (РД-33 серии 3М, РД-133, «изделие 42», 2002 г.) — глубокая модернизация ТРДДФ РД-33 серии 3 с новым КНД (как у РД-33К), доработанным КВД и турбиной с улучшенным охлаждением, новой бездымной КС, новой электронной САУ с полной ответственностью. Тяга повышена до 9000 кгс, ресурс — до 1000/4000 ч. Возможно оснащение всеракурсным поворотным соплом типа КЛИВТ. Проходит стендовые и летные испытания (на МиГ-29К № 312) с 2002 года, испытания в составе МиГ-29КУБ начались в 2006 году.

Все новые двигатели (РД-33 серии 3М, РД-133, РД-93 и др.) оснащаются новой цифровой системой автоматического управления и контроля БАРК-88. Наземные пульты обслуживания выполнены в виде единого информационно-диагностического комплекса ИДК-88.

ТТХ:

Длина, мм: 4230
Диаметр, мм: 1040
Масса сухая, кг: 1055
Степень двухконтурности: 0,48
Расход воздуха через компрессор, кг/с: 77
Степень повышения давления в компрессоре: 21
Температура газа перед турбиной, °C: 1407
Тяга, кгс
-на форсаже: 8300
-на взлётном режиме: 5040
Удельный расход топлива на макс. режиме, кг/кгс·ч: 0,77

Двигатель РД-33.

Двигатель РД-33 в ангаре у истребителя МиГ-29.

Двигатель РД-33.

Двигатель РД-33. Музей 218-го АРЗ в г. Гатчина Ленинградской области.

Двигатель РД-33.

Двигатель РД-33. Музей 218-го АРЗ в г. Гатчина Ленинградской области.

5.Двигатель РД-33МК на МАКС-2009.

Двигатель РД-33МК на МАКС-2009.

4.Двигатель РД-33 в берлинском авиамузее.

Двигатель РД-33 серии 1 в берлинском авиамузее.

Отклоняемые сопла двигателей РД-33МК2 на МиГ-29ОВТ

Отклоняемые сопла двигателей РД-33МК2 на МиГ-29ОВТ.

.

.

Список источников:
В.А.Зрелов. Отечественные газотурбинные двигатели. Основные параметры и конструктивные схемы.
Крылья Родины. №5 за 1999 г. О.Третьяков. Эксплуатация РД-33 по техническому состоянию.
Крылья Родины. №11 за 2000 г. В.Парамонов. Наши двигатели для «Миражей».