Ближнемагистральный пассажирский самолет Як-142.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: Россия
Первый полет: 1993 г.0.Як-142

Разработка пассажирского самолёта Як-42А началась в ОКБ им. А.С.Яковлева в 1987 году. Требования МГА к самолёту были утверждены в январе 1990 года. Он является дальнейшим развитием самолёта Як-42Д. От предшественника его отличает улучшенные экономические характеристики и аэродинамика, удлинённый фюзеляж. Первый прототип изготовлен в декабре 1992 года. В 1993 году получил обозначение Як-142. Впервые продемонстрирован публике на Московском аэрокосмическом салоне в 1993 году, затем экспонировался на авиасалоне в Ле-Бурже, в 1994-м — в Берлине.

Як-142 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая. Крыло стреловидное (23° по линии четвертей хорд). Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 3-х ТРДД Д-36. Разработаны несколько вариантов компоновки салона, рассчитанных на перевозку от 39 до 120 пассажиров. По желанию заказчика на самолёт могут устанавливаться спутниковая система навигации GPS, система предупреждения столкновений самолётов в полёте TCAS и другое оборудование.

Цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-42М (унифицированный с комплексами оборудования самолетов Ил-114 и Ту-204) обеспечивает автоматическую посадку по категории IIIА ИКАО, автоматическое самолетовождение по 70 запрограммированным маршрутам с заданным временем прибытия по расписанию, включает систему оптимизации режимов полета и работы двигателей, пять цветных индикаторов на ЭЛТ. Электродистанционная система управления полетом с четырехкратным резервированием позволила реализовать схему с малым запасом продольной статической устойчивости на крейсерских режимах полета (коэффициент устойчивости 0,05-0,07), имеется система предотвращения попадания на критические режимы полета.

Серийное производство планировалось развернуть на Саратовском авиазаводе, но из-за отсутствия финансирования эти планы не осуществились. Единственный построенный экземпляр Як-142 (RA-42424) в настоящее время принадлежит компании «Лукойл».

ЛТХ:

Модификация: Як-142
Размах крыла, м: 34,88
Длина самолета, м: 38,40
Высота самолета, м: 9,83
Площадь крыла, м2: 150,0
Масса, кг
-пустого снаряженного самолета: 38400
-нормальная взлетная: 57500
Тип двигателя: 3 х ТРДД Д-36
Тяга, кН: 3 х 63,74
Максимальная скорость, км/ч: 800
Крейсерская скорость, км/ч: 750
Перегоночная дальность, км: 5000
Практическая дальность, км: 2700
Дальность с макс. нагрузкой, км: 1600
Практический потолок, м: 9600
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: пассажиров в одноклассной компоновке туристического класса 156 (шаг кресел 810 мм), или 162 (шаг 780 мм), или 180 (шаг 750 мм). Предусмотрены также двухклассная компоновка на 138 мест (12+126) и трехклассная компоновка на 132 места (12+24+96) или коммерческая нагрузка максимальная 18000 кг, нормальная 14820 кг, при максимальном запасе топлива 9600 кг.

1.Як-142 на авиасалоне.

Як-142 на стоянке авиасалона.

2.Як-142 заходит на посадку.

Як-142 заходит на посадку.

Як-142 заходит на посадку.

3.Як-142. Вид спереди.

Як-142 на рулежке.

4.Як-142 компании Лукойл. Рисунок.

Як-142 компании «Лукойл». Рисунок.

.

.

Список источников:
Авиапорт.ру. Справочник. Ближнемагистральный пассажирский самолет Як-142 (Як-42М).
Александр Мельников. Современная авиации России. Як-142.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Яковлев Як-142».