Патрульный самолет СМ-92П.

Разработчик: Техноавиа
Страна: Россия
Первый полет: 1993 г.

В начале 90-х годов фирма «Техноавиа» получила предложение от Федеральной Пограничной Службы России рассмотреть варианты поставки самолетов: СМ-92, предназначенного для выполнения поисково-спасательных, санитарных операций и связи и СМ-92П, оснащенного комплексом легкого вооружения для проведения патрульных операций и разведки.

Патрульный самолёт для федеральной пограничной службы России СМ-92П был разработан в АО «Техноавиа» под руководством В.П.Кондратьева на базе многоцелевого самолёта СМ-92 «Финист». Серийно выпускается на Смоленском авиазаводе с 1993 года.

Самолёт построен по схеме подкосного высокоплана. У него прямое однолонжеронное крыло большого удлинения. На задней кромке установлены элероны типа «Фрайз» с триммерами и однощелевые односекционные закрылки. Носок крыла представляет собой кессон-бак на 180 л бензина. Фюзеляж типа полумонококк. Салон самолёта отапливается забортным воздухом, нагреваемым выхлопными газами. С обеих сторон фюзеляжа расположены две двери, оборудованные механизмом аварийного сброса. Шасси трёхопорное, с задней стойкой. Предусмотрена установка поплавкового и лыжного шасси. Силовая установка состоит из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-14П. Предусмотрена установка на правой консоли крыла поисковой РЛС.

Если говорить о вооруженном варианте СМ-92, то следует заметить сразу, что это не стратегический бомбардировщик и не штурмовик Су-25, а патрульно-полицейский самолет. Вооружение носит исключительно защитный характер (хотя на самом деле четырнадцать НУРСов могут взломать и хорошее бетонное укрытие, а три 7,62-мм пулемета наверняка помогут разметать небольшие бандформирования или любителей маковой соломки). Самолет не планировался как ударный штурмовик, скажем так — наличие неплохого вооружения на борту позволит экипажу комфортно чувствовать себя во время выполнения разведывательных и патрульных операций.

Самолет СМ-92 с вооружением впервые продемонстрировали летом 1995 года на международном авиасалоне «Мосаэрошоу-95». На самолете были установлены два блока неуправляемых ракет по 7 штук в каждом, два неподвижных пулемета калибра 7,62 мм с дистанционным управлением огнем и один ручной 7,62-мм пулемет установлен на турели в проеме грузовой двери. Блоки НУРС и неподвижные пулеметы размещались на боковых пилонах, боезапасы пулеметов располагались в лобовой части пилонов, являющейся одновременно и обтекателем. Боезапас турельного пулемета располагался в стандартной патронной коробке, закрепленной на полу кабины. Турель имеет ограничители перемещений пулемета для предотвращения попадания в элементы конструкции самолета. Стрелок производит стрельбу «с колена» и экипирован специальной привязной системой и самолетным переговорным устройством. Стрельба из неподвижных пулеметов и блоков НУРС производится летчиком, наведение на цель — самолетом, при помощи коллиматорного прицела. В состав экипажа, помимо летчика и стрелка, входит штурман, который может выполнять функции второго пилота.

Под фюзеляжем самолета установлены два универсальных балочных держателя, способные нести по 100-кг бомбе каждый или контейнеры со специальным поисково-спасательным оборудованием.

Для обеспечения контроля Государственной границы предполагается создание при каждом погранотряде авиаотряда из 4 самолётов. Первый заказ ФПС составил 16 самолётов.

ЛТХ:

Модификация: СМ-92П
Размах крыла, м: 14,60
Длина самолета, м: 9,13
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 20,4
Масса, кг
-пустого, снаряженного: 1500
-нормальная взлетная: 2200
-максимальная взлетная: 2350
Внутреннее топливо, л: 380
Тип двигателя: 1 х ПД М-14П
-мощность, л.с.: 1 х 360
Максимальная скорость, км/ч: 280
Крейсерская скорость, км/ч: 220
Практическая дальность, км: 1300
Дальность действия, км: 1000
Продолжительность патрулирования, ч: 7.5
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 3
Вооружение: на 6 узлах подвески могут быть установлены- до 2-х блоков НАР Б-8В7, свободнопадающие авиабомбы, пулеметы ПКТ, 1 пулемет может устанавливаться на вертлюге в двери левого борта фюзеляжа.

Патрульный самолет СМ-92П.

Патрульный самолет СМ-92П.

СМ-92П на взлете.

СМ-92П в полете.

Вооружение самолета СМ-92П.

СМ-92П. Компоновочная схема.

.

.

Список источников:
Техноавиа. Патрульный самолет СМ-92П.
Самолеты мира. Александр Лягушкин. Незаменимый «Финист».
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Техноавиа СМ-92П».
Фотоархив сайта russianplanes.net