Учебно-тренировочный и спортивно-пилотажный самолет И-3 (СП-91).

Разработчик: Интеравиа
Страна: Россия
Первый полет: 1991 г.

Разработан в 1991 году в КБ «Интеравиа» (главный конструктор — В.П.Кондратьев) под обозначением СП-91.

Самолет И-3 представляет собой низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Конструкция неразъемного крыла смешанная, с центральным кессоном на три четверти размаха. Фюзеляж — обычный цельнометаллический полумонокок.

Самолет создается в комбинированной модификации с возможностью использования в двух- и одноместном вариантах. На перекомпоновку из одного варианта в другой тратится меньше часа в условиях аэродрома. В одноместном варианте козырек фонаря монтируется сзади, также устанавливается новая средняя часть фонаря, а передняя кабина закрывается панелью. В отличие от некоторых своих спортивных собратьев, которые в двухместном варианте могут пилотироваться только из передней или только из задней кабины, И-3 можно пилотировать из любой кабины. В двухместном тренировочном варианте самолет способен выполнять маневры с эксплуатационными перегрузками +11/-10 и набирать высоту со скоростью 15 м/с.

Двигатель — М-14П мощностью 360 л.с., с воздушным винтом изменяемого шага В-530 или MTV-9-8C. Возможна также установка двигателя М-9Ф мощностью 450 л.с. Топливные баки включены в конструкцию крыла. Важным отличием самолета является и то, что он практически не реагирует на реактивный момент воздушного винта. Это делает машину оптимальной для тренировки летного состава реактивной авиации. На самолете можно также тренировать летчиков-спортсменов по программе ФАИ и участвовать в соревнованиях по высшему пилотажу.

Серийное производство было организовано в конце 90-х годах на Тушинском машиностроительном заводе. Позже передано на фирму «Интеpавиа-Радонеж» (п. Репихово Сергиево-Посадского р-на Московской обл.). В 2002 году для выпуска и продажи самолета учреждена фирма «ЕС-авиа». Кроме России, поставляется в США и страны Европы.

ЛТХ:

Длина, м: 6,7
Размах крыла, м: 8,1
Площадь крыла, м2: 11,54
Взлетный вес, кг
-в двухместном варианте: 981 (макс. — 1063)
-в одноместном варианте: 881
Двигатель: М-14П
-мощность, л.с.: 360
Макс. скорость, км/ч: 400
Скороподъемность, м/с: 15
Потолок, м: 4000
Дальность, км: 700
Экипаж, ч: 1-2.

Самолет И-3 (СП-91).

Самолет И-3 (СП-91).

Самолет И-3 (СП-91).

Самолет И-3 (СП-91).

Самолет И-3 (СП-91).

Самолет И-3 (СП-91).

Самолет И-3 (СП-91).

Самолет И-3 (СП-91).

И-3 (СП-91) в одноместном варианте.

И-3 (СП-91) в одноместном варианте.

И-3 (СП-91) в одноместном варианте.

И-3 (СП-91) в экспозиции «Speyer Technik Museum». Германия.

Кабина самолета И-3 (СП-91).

И-3 (СП-91). Рисунок.

.

.
Список источников:
История Отечественной авиапромышленности. Серийное самолетостроение.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 1 за 1995 г.
Фотоархив сайта russianplanes.net