Учебно-тренировочный самолет Як-52М.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: Россия
Первый полет: 2004 г.

16 апреля 2004 года в г. Иваново на аэродроме Министерства обороны РФ совершил первый полет модернизированный учебно-тренировочный спортивный самолет Як-52М. Модернизацию самолета по требованиям и контракту с МО РФ проводило ОКБ им. А.С.Яковлева совместно с авиаремонтным заводом г. Иваново. Самолет пилотировал летчик-испытатель ОКБ им. А.С.Яковлева О.О.Кононенко. Полет продолжался около 30 минут. Летчик положительно оценил поведение самолета в воздухе и доработки, выполненные в процессе модернизации этого известного во всем мире летательного аппарата. В процессе летных испытаний самолет должен был выполнить полеты в том числе и с участием летчиков заказчика. 29 сентября 2004 года заводские летные испытания в Иванове были завершены. Испытания проводились с участием специалистов и летчиков ВВС РФ.

Согласно тактико-техническому заданию на модернизацию Як-52, заказчик, в частности, пожелал оснастить машину катапультными креслами пилотов СКС-94МЯ разработки «НПО «Звезда». Это обстоятельство потребовало разработки нового фонаря со шторками для слепого полета и допускающего аварийное покидание через его остекление.

Так же требовалось доработать крыло, установив в его корневой части генераторы вихрей. Это сделано для того, чтобы в случае потери скорости самолет сваливался не на крыло, а, опустив нос, переходил в пикирование. Если учесть, что в кабине самолета находится неопытный курсант, то последнее обстоятельство значительно повысит безопасность полета.

Двигатель требовалось заменить на М-14Х с трехлопастным винтом МТV-9, а емкость бензобаков довести до 200 л, что позволит увеличить дальность до 900 км.

Самолет Як-52М предназначен для проведения профессионального отбора и первоначальной летной подготовки будущих летчиков, а также подготовки летчиков-спортсменов. Як-52М представляет собой двухместный одномоторный моноплан классической аэродинамической схемы с низко расположенным крылом, убирающимся трехопорным шасси с носовым колесом, двигателем М-14Х. Имеет тандемное расположение членов экипажа.

Применение пневматиков низкого давления, небольшие длины разбега и пробега позволяют эксплуатировать самолет на небольших грунтовых аэродромах. Высокая надежность, простота конструкции, подходы к агрегатам и коммуникациям систем обеспечивают удобство обслуживания с минимальными затратами на подготовку к полетам при использовании минимума общедоступных аэродромных средств.

Самолет Як-52М является модернизацией самолета Як-52 и отличается следующим:
— заменено свыше 50% бортового оборудования, что обеспечивает полеты днем в сложных и ночью в плохих метеоусловиях;
— установлен новый фонарь для обеспечения безопасного покидания с помощью системы спасения;
— установлена система спасения СКС-94МЯ, которая обеспечивает аварийное покидание самолета членами экипажа;
— в конструкции крыла выполнены баки-кессоны, что позволило увеличить дальность полета до 900 км;
— увеличена площадь руля направления;
— установлена шторка слепого полета;
— установлен трехлопастный воздушный винт МТV-9;
— модернизировано крыло для обеспечения безопасного сваливания на нос.

Кроме замены бортового оборудования, требовалось оснастить машину аккумулятором 12САМ-18А и светотехническим оборудованием, необходимым для полетов ночью. Не забыли и о ресурсе машины, который требовалось довести до 3000 летных часов.

Результаты испытаний положительны. По оценке летчиков-испытателей, самолет получился хорошим. Он позволяет производить первоначальное обучение полетам будущих военных летчиков и летчиков-спортсменов как в дневных, так и в ночных условиях. Самолет обеспечивает также подготовку военных летчиков к полетам на сваливание и все виды штопоров (нормальный крутой, нормальный плоский, перевернутый).

Доработки самолета Як-52М получили положительную оценку летным и инженерным составом. Установка аэродинамических гребней на нижней поверхности крыла, по предварительным данным, привела к улучшению характеристик сваливания.

Модернизированный Як-52М предназначен для обучения курсантов летных училищ. Он позволяет выполнять полеты ночью, а также в сложных метеорологических условиях.

Не зря говорят, что все новое — хорошо забытое старое. К счастью, большинство отечественных пилотов не забыли ветеран Як-52, практически все вспоминают о нем с теплотой, а некоторые и сейчас на нем летают. Думается, накопленный задел эксплуатационной информации позволил разработчикам, сохранив все лучшее, устранить недостатки предыдущей машины, обновить и осовременить самолет, идя навстречу возрастающим требованиям пилотов по безопасности, комфорту, пилотажным возможностям.

Стоимость переоборудования одного самолета Як-52М составит, по оценкам специалистов, $35-45 тыс.

Работы по самолету были остановлены в пользу более перспективного Як-152. Дальше постройки первого прототипа дела не пошли. На 2014 год единственный Як-52М в полуразобраном состоянии находился на территории аэродроме Дракино под Серпуховом.

ЛТХ:

Размах крыла, м: 9,30
Длина самолета, м: 8,03
Высота самолета, м: 2,87
Площадь крыла, м2: 15,00
Масса, кг
— пустого: —
— макс. взлетная: 1423
Топливо, л: 190
Двигатель: 1 х ПД М-14Х
— мощность, л.с.: 1 х 360
Максимальная скорость, км/ч: 360
Крейсерская скорость, км/ч: 260
Практическая дальность, км: 900
Практический потолок, м
Макс. эксплуатационная перегрузка: 6
Экипаж, чел: 2

Як-52М на стоянке. Фото / Lesnik — St.Petersburg Spotters.

Як-52М на стоянке. Фото / Михаил Лисовский.

Як-52М на стоянке. Фото / Михаил Лисовский.

Як-52М на стоянке. Фото / Евгений Набиулин.

Як-52М на стоянке. Фото / Евгений Набиулин.

Як-52М в статической экспозиции МАКС-2003.

Як-52М в полете.

Кабина Як-52М. Фото / Евгений Набиулин.

Як-52М в полуразобраном состоянии на территории аэродрома Дракино. Фото / Aleksei Grichkov.

.

.

Список источников:
Взлет 2005-01. Як-52М приступает к госипытаниям.
Сайт «Уголок неба». 2018 г. страница: «Яковлев Як-52М».
Авиация и космонавтика 2005-07. Владимир Ригмант. Як-130 — полет нормальный.
Фотоархив сайта russianplanes.net
САЙТ СТЕНДОВЫХ МОДЕЛИСТОВ. Евгений Набиулин. Яковлев Як-52М.
Сайт «Самолётное звено Центрального аэроклуба Республики Татарстан РОСТО». Наши фото. Як-52М на МАКС-2003.