Многоцелевой вертолет Ми-171А2.

Разработчик: ОКБ Миля
Страна: Россия
Первый полет: 2014 г.

Российские вертолеты семейства Ми-8 (Ми-17) по праву считаются одними из самых распространенных и популярных во всем мире. Несмотря на то, что в следующем году будет отмечаться уже 50-летие с момента выпуска первого серийного Ми-8, такие машины, в их современных модификациях Ми-17В-1, Ми-17-В5, Ми-171 (Е, А1, Ш) и Ми-172, продолжают пользоваться большим спросом на мировом рынке, а в вариантах Ми-8МТВ и Ми-8АМТ (АМТШ) активно закупаются и отечественными заказчиками. Достаточно сказать, что в одном только 2013 году двумя предприятиями холдинга «Вертолеты России» — Казанским вертолетным заводом и Улан-Удэнским авиационным заводом — было изготовлено и поставлено заказчикам около двух сотен новых вертолетов этого семейства. Всего же на сегодня заводами в Казани и Улан-Удэ выпущено более 12 тыс. вертолетов Ми-8 (Ми-17) всех модификаций, что является своеобразным мировым рекордом для двухдвигательных вертолетов. Такие машины сегодня несут службу более чем в сотне стран на всех континентах, а их суммарный налет превысил уже 100 млн часов.

Имеющийся у «Вертолетов России» портфель заказов на новые Ми-8 (Ми-17) и маркетинговые исследования специалистов холдинга показывают, что эти вертолеты будут оставаться востребованными рынком еще немало лет, но для повышения их конкурентоспособности на фоне разработки западными конкурентами более современных моделей и сохранения доли рынка несколько лет назад было принято решение о реализации программы глубокой модернизации вертолета, благодаря которой не только улучшатся летно-технические характеристики, но и существенно повысятся его эксплуатационные параметры. Модернизированный вертолет получил название Ми-171А2.

Программа глубокой модернизации вертолета Ми-8 (Ми-171), получившая первоначально обозначение Ми-171М, была утверждена руководством холдинга «Вертолеты России» в марте 2011 года. Разработка новой машины велась на базе выпускаемого Улан-Удэнским авиационным заводом среднего многоцелевого транспортно-пассажирского вертолета Ми-171А1, сертифицированного Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета и авиационными властями Бразилии, поэтому модернизированный вертолет получил название Ми-171А2. Основными целями программы модернизации стали значительное улучшение технико-эксплуатационных характеристик вертолета, снижение стоимости его обслуживания и летного часа. Предполагается, что в перспективе Ми-171А2 станет основной серийной коммерческой моделью популярнейшего семейства вертолетов.

Модернизация велась сразу по нескольким направлениям. В первую очередь, это применение новой силовой установки, несущей системы и трансмиссии. На Ми-171А2 найдут применение новые турбовальные двигатели ВК-2500ПС-03 разработки и производства компании «Климов» (предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации — как и «Вертолеты России», дочернего предприятия ОАО «ОПК «Оборонпром» корпорации «Ростех»). Особенностью двигателей является введение чрезвычайных режимов работы с мощностью 2400 л.с. в течение 30 мин и 2700 л.с. в течение 2,5 мин при одновременном улучшении ресурсных показателей.

Новая несущая система Ми-171А2 состоит из модернизированного несущего винта с лопастями из композиционных материалов, модернизированными втулкой и автоматом перекоса. На вертолете применяется усиленная трансмиссия и Х-образный рулевой винт. Все эти нововведения позволяют поднять крейсерскую и максимальную скорость полета вертолета, улучшить его эксплуатационную технологичность и сроки службы агрегатов. Кроме того, на Ми-171А2 предусмотрено применение современной вспомогательной силовой установки типа «Safir» 5K/G.

Другое важнейшее направление модернизации — радикальное обновление бортового оборудования вертолета. Ми-171А2 будет комплектоваться современным комплексом бортового оборудования КБО-17, разработанным Ульяновским КБ приборостроения в кооперации с другими предприятиями Концерн «Радиоэлектронные технологии» (входит в госкорпорацию «Ростех»). Это позволит расширить сферу применения вертолета при выполнении регулярных пассажирских перевозок по воздушным трассам и местным воздушным линиям с обеспечением стандартных процедур прилета-вылета из аэропортов, а также выполнения современных и перспективных требований вертикального и бокового эшелонирования, обеспечит выполнение авиационных работ, в т.ч. в режимах висения и полета по специальным траекториям, а за счет оптимального навигационного расчета и выдерживания плана полета позволит достичь снижения расхода топлива.

Применение КБО-17 обеспечит также снижение стоимости летного часа за счет сокращения экипажа вертолета с трех до двух человек, снижения массы бортового оборудования, упрощения предполетных и послеполетных проверок оборудования и повышения эффективности выявления неисправностей оборудования, благодаря включению в состав КБО-17 системы управления общевертолетным оборудованием СУОВО-В1 и комплексной системы электронной индикации и сигнализации КСЭИС-В1.

Наконец, большие изменения произойдут в системе эксплуатации машины. Планируется существенно увеличить назначенный и межремонтный ресурсы вертолета и его основных систем, а в перспективе перейти на эксплуатацию по техническому состоянию.

Максимальные взлетная и посадочная массы Ми-171А2 составляют 13000 кг, а с грузом на внешней подвеске — 13500 кг. Масса груза, перевозимого внутри кабины — 4000 кг, на внешней подвеске — 5000 кг. В пассажирском варианте Ми-171А2 может оснащаться 26 стандартными или 18 энергопоглощающими креслами.

Максимальная скорость полета Ми-171А2 возрастет с 250 до 280 км/ч, крейсерская — с 230 до 260 км/ч, а дальность полета с основными баками — с 715 до 850 км. Значительно улучшится устойчивость путевого управления, увеличится допустимая скорость бокового ветра, при котором возможно висение вертолета. Вертолет сможет эксплуатироваться в диапазоне температур от -50°С до +50°С во всех климатических зонах.

Опытные работы в рамках программы модернизации Ми-171А2 проводятся на трех машинах — летающей лаборатории на базе Ми-171 и двух прототипах Ми-171А2 — ОП-1 и ОП-2. Летные испытания летающей лаборатории, оснащенной новой несущей системой с модернизированным несущим винтом с лопастями из композиционных материалов, модернизированной втулкой, усиленной трансмиссией и Х-образным рулевым винтом, начались на летно-испытательной базе Национального центра вертолетостроения в подмосковном Томилино осенью 2012 года. В ходе испытаний были продемонстрированы снижение вибраций несущего винта и увеличение его тяги на 700 кгс с одновременным повышением стабильности вертолета в путевом канале управления за счет использования нового Х-образного рулевого винта. На испытаниях летающей лаборатории была достигнута максимальная скорость полета 300 км/ч (у серийного Ми-171 она составляет 250 км/ч).

В начале 2012 года в опытном производстве Национального центра вертолетостроения на базе полученного с Улан-Удэнского авиационного завода фюзеляжа приступили к постройке первого опытного образца Ми-171А2 (ОП-1). Его публичный дебют состоялся в конце августе 2013 года на авиасалоне МАКС-2013 в Жуковском. Сейчас эта машина используется для разнообразных наземных испытаний комплекса бортового оборудования КБО-17 (Ульяновским КБ приборостроения к середине прошлого года были изготовлены четыре опытных образца комплекса КБО-17-1 — для проведения предварительных испытаний, комплексного полунатурного стенда и комплектации двух опытных вертолетов Ми-171А2). На базе еще одного полученного с УУАЗ фюзеляжа в Томилино в настоящее время завершается сборка второго опытного экземпляра Ми-171А2 — ОП-2.

Летные испытания вертолета Ми-171А2, в которых были задействованы четыре опытных образца, начались в 2014 году. Еще два опытных образца были задействованы в статических испытаниях. Первый полет ОП-1 состоялся 25 ноября 2014 года. С начала 2017 года на вертолете Ми-171А2 выполнено более 200 полетов.

17 августа 2017 года АО «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию Ростех) сообщило, что получило от Федерального агентства воздушного транспорта РФ (Росавиация) сертификат типа на средний многоцелевой вертолет Ми-171А2 в конвертируемом варианте. Получение документа открывает возможность начала поставок машины коммерческим заказчикам.

Сертификат типа воздушного судна удостоверяет, что Ми-171А2, разработанный на Московском вертолетном заводе им. Миля, может безопасно перевозить пассажиров и грузы днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, в том числе над водными акваториями, по правилам как визуальных, так и приборных полетов. Кроме того, документ подтверждает возможность эксплуатации вертолета на международных воздушных трассах. Сертификация открывает путь к серийному производству Ми-171А2 и поставкам этих вертолетов коммерческим заказчикам.

Ми-171А2 сертифицирован по категории «А», предусматривающей выполнение самых жестких требований безопасности полетов, предъявляемых к гражданским вертолетам. В частности, одним из требований является возможность продолжать взлет с максимальной взлетной массой при отказе одного двигателя.

В 2017 году холдинг «Вертолеты России» объявил о начале производства многоцелевого вертолета Ми-171А2. Вертолет Ми-171А2 отличает широкий спектр выполняемых задач: он может выпускаться в транспортной, пассажирской, противопожарной, поисково-спасательной, медико-эвакуационной и VIP-конфигурациях. По мнению специалистов, машина обладает огромным потенциалом, как на российском рынке, так и за рубежом.

Первым эксплуатантом Ми-171А2 на отечественном рынке стал один из крупнейших операторов вертолетной техники в России — «ЮТэйр». В рамках авиасалона МАКС-2017 холдинг «Вертолеты России» и авиакомпания подписали соглашение о передаче двух вертолетов Ми-171А2 в опытную эксплуатацию.

Кроме того, ожидается, что новая модель найдет применение и на зарубежных рынках, в первую очередь на традиционных для холдинга — в странах СНГ, государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки.

На международном авиасалоне «Dubai Airshow 2017» холдинг «Вертолеты России» заключил первый экспортный контракт на Ми-171А2. Зарубежным эксплуатантом новой машины станет индийская «Vectra Group». Согласно условиям контракта, Ми-171А2 будет передан индийским заказчикам в 2018 году.

ЛТХ:

Модификация: Ми-171A2
Диаметр несущего винта, м: 21,29
Диаметр рулевого винта, м: 3,91
Длина, м: 18,17
Высота, м: 5,65
Масса, кг
— пустого: 6800
— норм. взлетная: 11100
— макс. взлетная: 13500
Двигатель: 2 х ГТД ВК-2500ПС-03
— мощность, кВт: 2 х 2400
Максимальная скорость, км/ч: 280
Крейсерская скорость, км/ч: 260
Практическая дальность, км: 800
Практический потолок, м: 6000
Статический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: 24-26 пассажиров или 4000 кг груза в кабине или 5000 кг на подвеске.

Летающая лаборатория для отработки новой силовой установки и несущей системы будущего Ми-171А2.

Ми-171А2 ОП-1 во время летных испытаний.

Ми-171А2 ОП-1 во время летных испытаний.

Ми-171А2 ОП-1 во время летных испытаний.

Ми-171А2 ОП-1 во время летных испытаний.

Ми-171А2 ОП-1 во время летных испытаний.

Ми-171А2 ОП-1 во время летных испытаний.

Ми-171А2 ОП-2 во время летных испытаний.

Ми-171А2 ОП-2 во время летных испытаний.

Ми-171А2 ОП-2 во время летных испытаний.

Ми-171А2 ОП-2 во время летных испытаний.

Ми-171А2 ОП-2 во время летных испытаний.

Ми-171А2 ОП-2 на стоянке.

Ми-171А2 ОП-2 на стоянке.

Первый серийный Ми-171А2. К моменту начала выставки «Helirussia-2016».

Вертолет Ми-171А2.

Вертолет Ми-171А2.

Кабина Ми-171А2 ОП-1.

Кабина Ми-171А2 ОП-1.

.

.

Список источников:
Журнал «Взлёт» № 05 за 2014 г. Андрей Фомин. Ми-171А2 в серию — через год.
Сайт холдинга «Вертолеты России» (russianhelicopters.aero). Ми-171A2.
LIVEJOURNAL. BMPD. Вертолет Ми-171А2 сертифицирован.
Фотоархив сайта russianplanes.net