Истребитель Nieuport N.11 «Bebe».
Разработчик: Nieuport
Страна: Франция
Первый полет: 1915 г.
В 1916 году большинство французских истребителей носило марку «Nieuport». Фирмой в этот период руководил Дойч де ля Мёрт, а главным инженером фирмы был Гюстав Деляж. Перед войной Деляж проектировал спортивные самолеты, а в 1915 году приспособил один из своих самолетов на роль истребителя. Первоначально это был двухместный самолет, потом его переделали в одноместный. Самолет представлял собой так называемый полутораплан. Верхнее крыло имело нормальную ширину и находилось над фюзеляжем. Под фюзеляжем находилось нижнее крыло, которое при том же размахе было значительно уже верхнего. Между собой крылья соединялись распорками в форме буквы V. Такая схема имела благоприятную аэродинамику, а кроме того, пилот имел хороший обзор вперед и вниз. Поэтому самолет хорошо подходил на роль разведчика и истребителя. При небольших скоростях такая схема вела себя хорошо, а проблемы начались позже, когда скорости самолетов заметно возросли. «Nieuport-10» выпускался большой серией и использовался на всех фронтах войны.
В 1915 году Деляж создал уменьшенный вариант самолета, обозначенный как «Nieuport-11». Это был типичный истребитель: маленький, маневренный с небольшим силуэтом. На самолете стоял ротационный двигатель «Le Rhone» мощностью 60 кВт. Поскольку новый «Nieuport» был заметно меньше своего предшественника, он получил прозвище «Бебе» (Bebe — ребенок). Самолет быстро приобрел популярность за свои отличные летные качества. Первая эскадрилья, оснащенная новыми самолетами, приступила к боевым вылетам 5 января 1916 года. К 1 февраля на фронте действовало уже 90 «Nieuport-11». Новые самолеты прибыли в апреле. В начале 1916 года «Nieuport-11С.1» был лучшим истребителем Антанты.
Именно с помощью «Nieuport-11» союзникам удалось превзойти немецкие «Фоккеры», которые до того времени господствовали в воздухе. Самолет еще не имел синхронизатора, поэтому пулемет «Lewis» стоял на станке на верхнем крыле, так, что стрелял мимо диска винта. Поскольку дотянуться до установленного высоко пулемета летчик не мог, спуск осуществлялся с помощью гибкого тросика Боудена. Такое расположение пулемета было очень неудобным. Диск вмещал только 47 патронов (позднее появился 96-зарядный диск). В ходе боя пилоту приходилось неоднократно отстегивать ремни, вставать в кабине и удерживая ручку управления ногами, перезаряжать пулемет. Это была очень непростая манипуляция, так как в момент перезарядки пилот оставался полностью беззащитным, а мог и просто выпасть из кабины. Кроме того, пулемет не отличался высокой надежностью, а на холодном воздухе замерзал замок. Прицеливание было непростой задачей — наведение осуществлялось на глаз по следам трассирующих пуль. Это вело к перерасходу боеприпасов, что требовало частой смены пулеметных дисков. Ловко наладился стрелять из пулемета Жан Наварр, который, сев противнику на хвост, вставал в кабине и прицеливался традиционно через мушку и целик.
Проблему удалось частично решить в апреле 1916 года. 18 апреля механик 11-й эскадрильи Королевских ВВС (англичане также использовали «Nieuport-11») сержант Р.Дж.Фостер установил на самолет своего пилота капитана Х.А.Купера пулемет «Lewis» на выгнутой направляющей. В результате пилот получил возможность не вставая с кресла опускать пулемет вниз и менять диск или передергивать заевший затвор. В верхнем положении пулемет был отъюстирован с телескопическим прицелом «Aldis», остановленным перед кабиной на уровне глаз пилота. 13 июня 1916 года система Фостера стала стандартным оснащением всех французских машин, летавших в составе английских частей. Французы никогда не применяли систему Фостера на своих машинах. Зато системой Фостера воспользовался знаменитый английский ас капитан Альберт Болл. Он был энтузиастом «Nieuport-11C.1» и большинство из своих 44 побед, одержанных в 1916 году, одержал, летая на этой машине. Он атаковал самолет противника снизу и сзади. Переведя пулемет почти в вертикальное положение он давал очередь прямо в беззащитное днище самолета. Болл действовал безнаказанно почти год, пока на немецких самолетах не появились пулеметы, стреляющие вниз.
Во второй половине 1916 года на самолет «Nieuport-11» установили двигатель «Le Rhone» мощностью 81 кВт. Так появился «Nieuport-16С.1». В остальном конструкция самолета осталась прежней. На этом истребителе впервые использовались ракеты «Le Prieur» для атак против воздушных шаров и дирижаблей. Он был способен нести восемь ракет с электрическим запалом, установленных на подкосах крыла и наклоненных вверх.
На «Nieuport-11» летали все лучшие французские асы: Жан Наварр, Жорж Гинемер, Жорж Мадон, Шарль Нюнжессер, Арман де Тюрен, Рене Фонк, а также англичане Альберт Болл и Эдвард Маннок, а также канадец Уильям Бишоп. Самолет «Nieuport-11» получил высокую оценку у противника. Например, лейтенант Густав Лефферс из Jasta 1 обзавелся трофейным «Nieuport-11» и на нем одержал четыре победы. На «Nieuport» Лефферс был сбит 12 декабря 1916 года.
Несколько сотен самолетов были построены в Италии компанией Macchi (под обозначением Nieuport 11000). Самолет Type 11 служил также в ВВС Бельгии, в авиации сухопутных войск и ВМС Великобритании.
Конструкция.
Самолет «Nieuport-11С.1 (16С.1)» представлял собой одноместный одномоторный полутораплан смешанной конструкции. Передняя часть фюзеляжа формировалась из стальных труб с приваренной к ним плите, к которой крепился двигатель. Обтекатель двигателя из алюминия с характерными треугольными языками. Хвостовая часть фюзеляжа имела деревянный каркас с проволочными растяжками. Обшивка матерчатая, борта фюзеляжа плоские. Сечение фюзеляжа в передней части прямоугольное, в хвостовой части трапециевидное.
Крылья деревянные со стреловидностью 3,5°. Верхнее крыло двухлонжеронное, состоящее из трех частей. Нижнее крыло однолонжеронное с небольшим возвышением. Обшивка матерчатая. Центроплан верхнего крыла над фюзеляжем поддерживали стойки из стальной трубы. Распорки между крыльями деревянные в форме буквы V. Концами распорки соединялись с лонжеронами верхнего и нижнего крыла. Кроме того, крылья соединялись растяжками из стальной проволоки.
Хвостовое оперение плоское, без профиля, обшито тканью. Киль отсутствовал, имелся только плавающий руль направления.
Шасси с двумя стойками и общей стойкой, оснащено резиновым амортизатором. Самолеты «Nieuport» не имели приборной доски. Немногочисленные приборы (буссоль, хронометр, тахометр и альтиметр) размещались в разных углах кабины, что заставляло пилота вертеть головой.
На самолете стоял ротационный двигатель «Le Rhone 9С» мощностью 60 кВт (11С.1) или «Le Rhone 9J» мощностью 81 кВт (16С.1). Винт деревянный двухлопастный.
Вооружение — один 7,7-мм пулемет «Lewis», установленный над крылом. Кроме того, самолеты 16С.1 могли нести ракеты «Le Prieur», подвешиваемые к распоркам крыла. Пуск ракет осуществлялся электрически, их дальность составляла 450 м.
ЛТХ:
Модификация: Nieuport N.11 «Bebe»
Размах крыла, м: 7,52
Длина, м: 5,64
Высота, м: 2,40
Площадь крыла, м2: 13,30
Масса, кг
-пустого самолета: 320
-нормальная взлетная: 480
Тип двигателя: 1 ПД «Le Rhone» 9C
-мощность, л.с.: 1 х 80
Максимальная скорость, км/ч: 156
Крейсерская скорость, км/ч: 132
Продолжительность полета, ч.мин: 2.30
Максимальная скороподъемность, м/мин: 250
Практический потолок, м: 4600
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 1 х 7,7-мм пулемет «Lewis» установленный сверху верхнего крыла.
Прототип Nieuport N.11.
Прототип Nieuport N.11.
Истребитель Nieuport N.11 «Bebe» ВВС Франции.
Линейка истребителей Nieuport N.16С.1 ВВС Франции.
Русский летчик у истребителя Nieuport N.11 «Bebe».
Ньюпор-11 постройки московского завода «Дукс».
Ньюпор-11 постройки московского завода «Дукс».
Ньюпор-11 постройки московского завода «Дукс».
Ньюпор-11 на лыжном шасси, постройки завода «Дукс».
Кабина Nieuport N.11.
Ньюпор-11 завода «Дукс». Рисунок.
Nieuport N.11. Схема.
Nieuport N.11. Схема.
.
.
Список источников:
Вячеслав Кондратьев. Истребители первой мировой.
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты.
Сайт «Уголок неба». Страница:»Nieuport N.11 Bebe».