Легкий бомбардировщик-разведчик Voisin L (LA).
Разработчик: Voisin
Страна: Франция
Первый полет: 1914 г.
Ферменный двухместный биплан с толкающим винтом. Конструкция смешанная. Стержни хвостовой фермы, лонжероны крыла и стойки бипланной коробки — стальные трубы. Гондола обшита фанерой, крылья и оперение — полотном. Первая модификация, обозначенная литерой «L» и оснащенная ротативным мотором «Gnome», построена знаменитыми французскими авиаконструкторами братьями Вуазен в начале 1914 года. В апреле того же года впервые поднялся в воздух «Voisin LA» со звездообразным двигателем водяного охлаждения «Salmson» и увеличенным размахом верхнего крыла.
К началу Первой Мировой войны «Voisin LA» был принят на вооружение французской военной авиации. Парижский завод, принадлежавший одному из братьев Габриэлю Вуазену, развернул серийный выпуск машины. Всего во Франции в 1914-1915 годах построено более 800 аппаратов. Кроме того небольшой серией выпущен «Voisin LB», вооруженный 37-мм полуавтоматической пушкой «Hotchkiss».
В России, летом 1914 года московский завод «Дукс», завод В.А.Лебедева в Санкт-Петербурге и авиамастерские Ф.Ф.Терещенко под Киевом, освоили выпуск «Voisin LA», а позднее и «LAS» по французской документации. Всего на российских заводах было выпущено, по разным оценкам, от 450 до 500 самолетов типа «Voisin LA».
В ноябре 1914 года из Вуазенов сформировали первое во Франции бомбардировочное подразделение (Groupe de Bo-mbardement). Самолет не обладал сколь-нибудь выдающимися летными данными, однако он уверенно держался в воздухе, был прочен, надежен и прост в управлении. Тогда это считалось вполне достаточным и «Voisin» получили широкое распространение как во фронтовых эскадрильях, так и в летных школах.
Итальянская фирма SIT построила по лицензии 112 «Voisin LA», оснастив их рядными моторами водяного охлаждения «FIAT», «Isotta-Fraschini» или «Renault». Эти машины, поступившие на вооружение итальянских ВВС, получили полуофициальное наименование «Voisin SIT». В британском Королевском воздушном корпусе служили 94 «Voisin LA», из которых 44 были куплены во Франции, а остальные — построены английской фирмой Сэвиджз. Эти самолеты летали в Месопотамии, Палестине и в бассейне Эгейского моря.
ЛТХ:
Модификация: Voisin L
Размах крыла, м: 14,74
Длина, м: 9,50
Высота, м: 3,20
Площадь крыла, м2: 45,00
Масса, кг
-пустого самолета: 800
-нормальная взлетная: 1200
Тип двигателя: 1 х ПД «Salmson»
-мощность, л.с.: 1 х 70-80
Максимальная скорость, км/ч: 105
Крейсерская скорость, км/ч: 96
Продолжительность полета, ч.мин: 3.30
Практический потолок, м: 3000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 1-2 шкворневых 7,5-мм пулемета и, от 47 до 230 кг бомб.
Voisin L на летном поле.
Voisin L на летном поле.
Voisin LA ВВС Франции.
Voisin LA ВВС Франции.
Легкий бомбардировщик-разведчик Voisin LA русского воздушного флота.
Легкий бомбардировщик-разведчик Voisin LA русского воздушного флота.
Легкий бомбардировщик-разведчик Voisin LA русского воздушного флота.
Легкий бомбардировщик-разведчик Voisin LA русского воздушного флота.
Ремонт двигателя «Salmson» на Voisin LA в полевой ремонтной мастерской. 1916 год.
Кабина пилота Voisin LA.
Проекции Voisin LA. Рисунок.
Voisin LA русского воздушного флота. Рисунок.
Voisin LA русского воздушного флота. Рисунок.
Voisin LA. Схема.
.
.
Список источников:
Вячеслав Кондратьев. Бомбардировщики Первой мировой войны.
Emmanuel Gustin. Military Aircraft Database.
Aviafrance. Un siecle d’aviation francaise. Voisin LAS.
Сайт «Уголок неба». 2017 г. страница: «Voisin L/LA».