Легкий бомбардировщик-разведчик Voisin L (LA).

Разработчик: Voisin
Страна: Франция
Первый полет: 1914 г.

Ферменный двухместный биплан с толкающим винтом. Конструкция смешанная. Стержни хвостовой фермы, лонжероны крыла и стойки бипланной коробки — стальные трубы. Гондола обшита фанерой, крылья и оперение — полотном. Первая модификация, обозначенная литерой «L» и оснащенная ротативным мотором «Gnome», построена знаменитыми французскими авиаконструкторами братьями Вуазен в начале 1914 года. В апреле того же года впервые поднялся в воздух «Voisin LA» со звездообразным двигателем водяного охлаждения «Salmson» и увеличенным размахом верхнего крыла.

К началу Первой Мировой войны «Voisin LA» был принят на вооружение французской военной авиации. Парижский завод, принадлежавший одному из братьев Габриэлю Вуазену, развернул серийный выпуск машины. Всего во Франции в 1914-1915 годах построено более 800 аппаратов. Кроме того небольшой серией выпущен «Voisin LB», вооруженный 37-мм полуавтоматической пушкой «Hotchkiss».

В России, летом 1914 года московский завод «Дукс», завод В.А.Лебедева в Санкт-Петербурге и авиамастерские Ф.Ф.Терещенко под Киевом, освоили выпуск «Voisin LA», а позднее и «LAS» по французской документации. Всего на российских заводах было выпущено, по разным оценкам, от 450 до 500 самолетов типа «Voisin LA».

В ноябре 1914 года из Вуазенов сформировали первое во Франции бомбардировочное подразделение (Groupe de Bo-mbardement). Самолет не обладал сколь-нибудь выдающимися летными данными, однако он уверенно держался в воздухе, был прочен, надежен и прост в управлении. Тогда это считалось вполне достаточным и «Voisin» получили широкое распространение как во фронтовых эскадрильях, так и в летных школах.

Итальянская фирма SIT построила по лицензии 112 «Voisin LA», оснастив их рядными моторами водяного охлаждения «FIAT», «Isotta-Fraschini» или «Renault». Эти машины, поступившие на вооружение итальянских ВВС, получили полуофициальное наименование «Voisin SIT». В британском Королевском воздушном корпусе служили 94 «Voisin LA», из которых 44 были куплены во Франции, а остальные — построены английской фирмой Сэвиджз. Эти самолеты летали в Месопотамии, Палестине и в бассейне Эгейского моря.

ЛТХ:

Модификация: Voisin L
Размах крыла, м: 14,74
Длина, м: 9,50
Высота, м: 3,20
Площадь крыла, м2: 45,00
Масса, кг
-пустого самолета: 800
-нормальная взлетная: 1200
Тип двигателя: 1 х ПД «Salmson»
-мощность, л.с.: 1 х 70-80
Максимальная скорость, км/ч: 105
Крейсерская скорость, км/ч: 96
Продолжительность полета, ч.мин: 3.30
Практический потолок, м: 3000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 1-2 шкворневых 7,5-мм пулемета и, от 47 до 230 кг бомб.

1.Voisin L на летном поле.

Voisin L на летном поле.

Voisin L на летном поле.

2.Voisin LA в ВВС Франции.

Voisin LA ВВС Франции.

3б.Voisin LA ВВС Франции захваченный германскими войсками.

Voisin LA ВВС Франции.

4а..

Легкий бомбардировщик-разведчик Voisin LA русского воздушного флота.

4б.Самолет-разведчик Voisin LA русского воздушного флота.

Легкий бомбардировщик-разведчик Voisin LA русского воздушного флота.

Легкий бомбардировщик-разведчик Voisin LA русского воздушного флота.

Легкий бомбардировщик-разведчик Voisin LA русского воздушного флота.

6.Ремонт двигателя Salmson на Voisin LA в полевой ремонтной мастерской. 1916 год.

Ремонт двигателя «Salmson» на Voisin LA в полевой ремонтной мастерской. 1916 год.

Кабина пилота Voisin LA.

7.Проекции Voisin LA. Рисунок.

Проекции Voisin LA. Рисунок.

9.Voisin LA Русского воздушного флота. Рисунок.

Voisin LA русского воздушного флота. Рисунок.

9а.Voisin LA Русского воздушного флота. Рисунок.

Voisin LA русского воздушного флота. Рисунок.

Voisin LA. Схема.

.

.

Список источников:
Вячеслав Кондратьев. Бомбардировщики Первой мировой войны.
Emmanuel Gustin. Military Aircraft Database.
Aviafrance. Un siecle d’aviation francaise. Voisin LAS.
Сайт «Уголок неба». 2017 г. страница: «Voisin L/LA».