Учебно-рулежный самолет «De Brageas».

De Brageas (Дебражас, Де-Вражас) — одноместный учебно-рулежный самолет, применявшийся в летных школах в 1913-1919 годах в небольшом числе экземпляров. По схеме, размерам и контурам мало отличался от «Morane-Saulnier G», но шасси было фармановского типа, обычно применявшиеся на нем двигатели — «Darracq» в 24 л.с., «Anzani» в 35 л.с. или 45 л.с. («Anzani-45НР»). Лопасти винта были урезаны. Летать такой самолет не мог, удавались только прыжки, но в процессе руления и разбегов ученик приучался вести машину по прямой, что отвечало тогдашней методике летного обучения.

Об этом самолете упоминает М.М.Громов в своей книге «В небе и на земле.»:
«Дебражас» был самым «ехидным» самолётом. На нём требовалось сначала рулить быстро по прямой, а затем делать «подлёты», т.е. отрываться от земли не более чем на один метр и выключив мотор, тут же приземляться, удерживая самолёт от разворотов. На этом самолёте стоял маломощный мотор «Анзани-45НР».
Как-то раз во время сильного тумана, очень ранним утром мы упражнялись в подлётах на этом коварном «Дебражасе». Вылезая из самолёта, один из учеников зацепил за сектор газа. Мотор прибавил обороты, а лётчик уже спрыгнул с самолёта. «Дебражас» начал быстро двигаться в тумане «без руля и без ветрил» (без человека). Мы не знали, что предпринять. Потом кинулись за самолётом, но он вдруг изменил направление и начал кружить. В тумане можно было попасть под его винт. Мы рассеялись по полю, прислушиваясь, чтобы вовремя удрать или, если удастся, задержать самолёт, а главное — постараться впрыгнуть в него. Одному из нас удалось схватить его за конец крыла и затормозить. Теперь «Дебражас» стал рулить по небольшому кругу. Другой учлёт, забежав внутрь круга и пристроившись к вцепившемуся в крыло, поймал самолёт за борт кабины, забрался в неё и закрыл сектор газа. Самолёт наконец остановился. Переполох был большой, но как всегда при подобном благополучном исходе, дело кончилось уморительным хохотом. Александр Иванович пожурил виновника за неаккуратность и небрежность и прочёл нам краткую нотацию.»

1.Учебно-рулежный самолет Дебражас с Y-образным двигателем Anzani.

Учебно-рулежный самолет «De Brageas» с Y-образным двигателем «Anzani».

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
М.М.Громов. «В небе и на земле».