Дальний разведчик-бомбардировщик МК-1 «Морской крейсер».

Разработчик: Д.П.Григорович
Страна: Российская Империя
Постройка: 1917 г.МК-1

12 августа 1915 года состоялось заседание Авиационного комитета Службы связи Балтийского моря, на котором вновь рассматривался вопрос о снабжении авиации флота большими гидроаэропланами, рассчитанными на 6 часов полета. Сообразуясь с этими требованиями, конструктор Григорович внес на заседании предложение о постройке такого самолета на основе своего предварительного проекта. С двумя двигателями по 300 л.с. и полетным весом в 5100 кг аппарат должен был развивать максимальную скорость 105 км/ч. Это предложение послужило основой для разработки в начале 1916 года технического проекта, получившего обозначение МК-1 — «Морской крейсер первый».

Это был однопоплавковый фюзеляжный трехстоечный биплан, между фюзеляжем и поплавком которого не было промежутка и получался как бы общий контур комбинированных очертаний. Поплавок в носовой части был такой высоты, что его очертания вполне соответствовали лодочным. Он имел вогнутый редан и носовые обводы, подобные летающим лодкам «М» Григоровича. Задняя часть поплавка за реданом заканчивалась поперечным транцем, скошенным поверху. Конструкция поплавка была фанерная на ясеневом каркасе, собранная на белилах и шурупах подобно лодочной. В носовой части поплавка было просторное место наблюдателя-стрелка. Там предполагалась установка 76-мм пушки. Чертежи общих видов самолета не обнаружены. Схема его восстановлена А.Н.Седельниковым.

Фюзеляж был сделан по типу самолетов «Илья Муромец». Впереди была закрытая кабина с остеклением, сзади — расчалочный фюзеляж с полотняной обтяжкой. На хвосте его был сильно развитый треугольный воздушный киль, несший на себе горизонтальное оперение с подкосами и руль направления.

Коробка крыльев была нормальная трехстоечная с небольшим выносом, верхнее крыло размахом немного превосходило нижнее. Крылья были нормальные двухлонжеронные, расчалочные, тонкого профиля. Интересная особенность самолета: коробка крыльев была установлена на корпусе поплавка в прорезах его верхней стороны на резиновой шнуровой амортизации с ходом ее в 180 мм.

Силовая установка должна была состоять из двух двигателей «Rolls-Royce» мощностью по 300 л.с., но их к моменту завершения постройки машины в Россию не доставили. Пришлось использовать два двигателя «Renault» по 220 л.с., установленных на средних Л-образных стойках коробки крыльев. В ходе постройки оказалось, что самолет получается тяжелее и что центровка его чрезмерно задняя. Тогда, чтобы не возить в носовой кабине груз в 15 пудов, решено было поставить третий двигатель на верхнем крыле. К тому же и мощность двух «Renault» оказалась недостаточной. Сначала поставили «Sunbeam» мощностью 150 л.с., потом его заменили «Hispano-Suiza» в 140 л.с., оказавшимся на заводе. Получился трехмоторный гидросамолет, первый в мире.

МК-1 построили в середине 1917 года и до глубокой осени готовили его к испытаниям. В ноябре 1917 года при попытке первого взлета (пилот Я.И.Седов-Серов и еще несколько человек на борту) носовая часть самолета на высокой волне «зарылась» в воду, которая в значительном количестве поступила внутрь. Затем «крейсер» перевернулся и затонул. Весь экипаж благополучно спасся. Самолет со значительными повреждениями вытащили на берег. Считалось, что для получения удовлетворительных результатов мореходности следует увеличить длину носовой части лодки, однако произошедшая в стране революция не дала возможности восстановить самолет и продолжить испытания.

ЛТХ:

Длина самолета, м: 30
Высота, м: 4,50
Размах верхнего крыла, м: 16,5
Двигатель: 2 х ПД «Renault», 1 х ПД «Hispano-Suiza»
-мощность, л.с.: 2 х 220, 1 х 140
Экипаж, чел: 4

МК-1. Схема.

МК-1. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
М.Маслов. Русские самолеты 1914-1917 гг.
«Авиация и космонавтика.» № 7 за 2012 г. М.Маслов, В.Иванов. Самолеты Дмитрия Григоровича.