Летающая лодка-истребитель ВМ-5.

Разработчик: Виллиш
Страна: Россия
Первый полет: 1919 г.ВМ-5

Проект летающей лодки-истребителя ВМ-5 с двигателем «Clerget» Виллиш разработал во второй половине 1916 года. Поначалу самолет предполагалось строить на заводе В.А.Лебедева, однако в апреле 1917 года конструктор перешел на фабрику Ф.Мельцера, поэтому изготовление началось уже на новом месте.
ВМ-5 представлял собой одноместный лодочный биплан, оснащенный двигателем «Clerget» с толкающим воздушным винтом. Двигатель в пространстве между крыльями, его картер прикрыт яйцевидным капотом, охватывающем топливный бак и элементы конструкции. Корпус лодки имел совершенные изящные формы, предполагающие высокую продуманность конструкции с точки зрения прочности и мореходности. Каркас лодки ясеневый, обшивка фанерная, с использованием распространенных приемов ее крепления и предохранения от воды.

Крылья с небольшой стреловидностью крепились между собой I — образными стойками. Элероны только на верхнем крыле, нижнее крыло имело поплавки боковой остойчивости, закрепленные без зазора на его нижней поверхности.

Предполагаемый по проекту курсовой пулемет размещался в обтекателе перед пилотом — на практике его установка не осуществлялась.
Контракт на изготовление двух аппаратов типа ВМ-5 был получен Ф.Мельцером 15 июля 1917 года, первый экземпляр изготовили в октябре того же года, второй — месяц спустя.
Наступившая зима не позволила испытать сразу ни один из двух, последующая неопределенность 1918 года еще более затянула решение судьбы ВМ-5. Известно, что испытания самолета на лыжном шасси со снятыми боковыми поплавками и реданом состоялись в период 25 — 29 марта 1919 года. Каких-либо последствий это событие не имело, дальнейшая судьба ВМ-5 осталась неясной.

ЛТХ:

Тип: ВМ-5
Размах верхнего крыла, м: 9,30
Размах нижнего крыла, м: 8,60
Длина в линии полета, м: 7,90
Вес пустого, кг: 550
Полезная нагрузка, кг: 225-250
Тип двигателя: 1 х ПД «Clerget»
Максимальная скорость, км/ч: 180
Крейсерская скорость, км/ч: 154
Время набора высоты 2000 м, мин: 8-11
Продолжительность полета, ч: 2
Экипаж, чел: 1

1.Летающая лодка ВМ-5 на лыжном шасси. Март 1919 г.

Летающая лодка-истребитель ВМ-5 на лыжном шасси. Март 1919 г.

2.ВМ-5

Летающая лодка-истребитель ВМ-5 на лыжном шасси. Март 1919 г.

3.Летающая лодка ВМ-5 в Петрограде. 1917 г.

Летающая лодка-истребитель ВМ-5 в Петрограде. 1917 г.

4.Летающая лодка ВМ-5. Схема

ВМ-5. Схематичный рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
А.О.Александров. Самолеты отечественной конструкции.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
Техника и Вооружение. Ивнамин Султанов. Контристребитель ВМ-5.