Аэрофотоаппарат Потте (АФА-Потте).
Если в установленном на самолете фотоаппарате открыть затвор обьектива, снять кассету и положить на кадровое окно матовое стекло, то можно в полете наблюдать движение оптического изображения. Поставим на это место кассету с рулонной фотопленкой, закроем затвор, открывая его на короткие промежутки времени, экспонируя фотопленку, а в интервалах времени между экспозициями станем перематывать пленку на длинну кадрового окна. Получим один за другим снимки, бегущей под самолетом местности. Если при этом подобрать соответствующий интервал между экспозициями, то изображения этих участков получатся с перекрытием и образуют единую полосу — маршрут.
Так работают все фотоаппараты, выполняющие покадровую сьемку, родоначальником которых является «АФА-Потте». Наложив соседние снимки друг на друга и совместив одинаковые точки изображения на перекрытиях, мы геометрически свяжем их. Положив соседние снимки под стереоскоп, увидим стереоскопическую, обьемную модель местности. Выполняя полет по параллельным маршрутам, прокладывая их на таком расстоянии друг от друга, при котором снимки соседних маршрутов частично перекрываются, получим массив снимков, геометрически связанных в одно целое.
Именно в этом состоит фундаментальный вклад, который внес в аэрофотосьемку и фотограмметрию русский изобретатель Владимир Филлипович Потте, создав свой аэрофотоаппарат.
Владимир Филлипович Потте родился в Самаре в 1866 году в семье военного топографа. В 1886 году окончил пехотное училище. К этому времени относится начало его работ по созданию пленочного фотоаппарата. Первый его фотоаппарат был применен для определения дистанций и отклонений снарядов при стрельбе морской артиллерии. Последующие модификации этого фотоаппарата привели автора к созданию знаменитого «АФА-Потте». В то время существовали аэрофотоаппараты русских изобретателей Р.Тилле и С.Ульянина и фотоаппараты зарубежных фирм, но они делали одиночные снимки на стеклянные пластинки или на разрезанную на куски фотопленку и были непригодны для сьемки маршрутов и тем более площадей. В связи с этим фотоснимки этих аэрофотоаппаратов годились для изготовления планов только локальных территорий и требовали геодезической привязки каждого снимка. Снимки же пленочным «АФА-Потте» давали упорядоченные массивы перекрывающихся снимков, что было толчком для развития принципиально новых методов фотограмметрии — построения фотограмметрических сетей. Сети являются основой технологий создания топографических планов по аэроснимкам и в десятки раз сокращают необходимость наземной геодезической опоры, многократно убыстряя и удешевляя работы.
Аэрофотоаппараты с рулонной фотопленкой, пригодные для сьемки маршрутов, появились за рубежом лишь в двадцатых годах.
Летом 1911 года на Гатчинском аэродроме прошли испытания «АФА-Потте», созданного специально для съемки с самолета. Это был первый в мире полуавтоматический пленочный аэрофотоаппарат с однодисковым затвором. Цикл работы аэрофотоаппарата осуществлялся автоматически. Оператор только нажимал кнопку спускового механизма, отмеряя по секундомеру интервал фотографирования между соседними аэрофотоснимками. Спуск затвора производился с помощью резиновой груши, соединенной трубкой с резиновым суфле, расширяющимся под давлением груши и приводящим в действие затвор.
Съемка производилась на катушечную фотопленку, длина которой была рассчитана на 50 кадров формата 13 х 18 см. Объектив имел фокусное расстояние 210 мм и относительное отверстие 1:4,5. Вкладывание кассеты с пленкой производилось в отверстие, закрываемое дверцей. Масса аппарата 9 кг.
После съемки пластинки должны были трансформироваться и обрабатываться на стереокомпараторе. В результате обработки снимков составлялся план местности. Его производственная эксплуатация началась с 1913 года.
Опытный образец аэрофотоаппарата Потте был признан инженерным комитетом более пригодным, чем другие фотоаппараты и было принято решение вооружить им авиационные части. Во время Первой Мировой войны в авиационные части Российской Императорской Армии начали поступать «АФА-Потте» и они постепенно вытеснили довоенные фотоаппараты Ульянина. «АФА-Потте» сыграли выдающуюся роль в деле авиационной разведки.
В.Ф.Потте в ходе войны сконструировал аэрофотоустановку, укрепленную на полукруге, что позволяло поворачивать камеру на угол сноса, применил шторный затвор. Созданная В.Ф.Потте конструкция оказалась совершенной, долгое время находилась на вооружении, явилась основой для развития аэрофототехники во всем мире.
25 июля 1916 года был учрежден Аэрофотографический парк (АФП), командиром которого, уже в чине полковника, был назначен В.Ф.Потте. Работы АФП оборвались в революцию, часть сотрудников продолжила работу уже в советских организациях. Судьба же самого полковника Владимира Филипповича Потте и его семьи неизвестна.
На фронтах сражений в период Первой Мировой войны этот аэрофотоаппарат использовался русской армией для фоторазведки, контроля боевых действий и фотодокументирования, а вплоть до 1930 года применялся в ВВС нашей страны для производственных аэрофотосъёмок при создании топографических карт. Затем на базе «АФА-Потте» был создан первый русский ночной аэрофотоаппарат НАФА-19, разработанный конструктором Л.Т.Сафроновым, а сам аэрофотоаппарат Потте при производстве съёмок был заменён его автоматическим аналогом — «АФА-ИМ».
АФА-Потте.
Летчик-наблюдатель держит в руках аэрофотоаппарат Потте.
Заглавная страница привилегии подполковника Потте на аэрофотоаппарат.
.
.
Список источников:
Б.Н.Родионов. Вехи прогресса. К 100-летию АФА-Потте и 70-летию АЩАФА-Семенова.
Б.В.Краснопевцев. Основные события в истории фотограмметрии в XIX и XX веках.