Развитие аэрофотосъемки и аэрофотограмметрии в Российской Империи.

Употребление термина «аэрофотосъемка» можно встретить с начала XX столетия и связано это было с использованием самолета в качестве летательного аппарата для получения фотографий с воздуха. Однако сам же процесс получения фото с высоты возник еще задолго до этого — ранее использовались аэростаты для аэрофотосъемки.

Важным этапом послужило изобретение мокрого коллодионного процесса (1851 г.), вытеснившего дагерротипию, что послужило широкому применению фотографического процесса в разных областях науки и техники. Именно тогда и начались эксперименты по получению фото с высоты с применением как привязанных воздушных шаров, так и свободнолетающих аэростатов.

В России в конце 90-х годов XIX века между фотографами-любителями стал распространяться своеобразный вид спорта — фотографирование с высоты птичьего полета, для чего использовались воздушные змеи, отличающиеся простотой и дешевизной их изготовления. Наиболее широкое применение получили змеи коробчатой формы конструкции поручика С.А.Ульянина. Они были признаны в России лучшими и широко применялись в армии, т.к. обладали наибольшей подъемной силой и устойчивостью. Прекрасных снимки получил С.С.Неждановский, который выполнил в 1899 году съемки в Москве со змеев собственной и зарубежной конструкций.

1.Планер-змей С.С.Неждановского.

Планер-змей С.С.Неждановского.

В 1901 году на 8-м съезде русских деятелей по водным путям Р.Ю.Тиле сделал доклад о выполненных им фототопографических съемках русел рек фотоаппаратом «панорамограф» собственной конструкции.

2.Ричард Юльевич Тиле

Ричард Юльевич Тиле.

В 1902 году В.Ф.Найденов начал читать курс фотограмметрии в Военно-инженерной академии, расположенной в это время в Санкт-Петербурге, офицерам Учебного воздухоплавательного парка. В основу курса были положены законы перспективной геометрии.

3.Василий Федорович Найденов.

Василий Федорович Найденов.

В 1902-1903 годах Р.Ю.Тиле произвел первую маршрутную фотосъемку, перемещая воздушный шар с панорамографом вдоль русла р. Припять в районе г. Мозырь. Положение фотоаппарата в момент съемки определялось геодезическими измерениями, а угла наклона фотоснимков по линии горизонта, изобразившейся на перспективных фотоснимках. Полученные снимки, он продемонстрировал на Виленском съезде инженеров водных путей весною 1904 года. Осенью 1904 года Р.Ю.Тиле провел фотосъемку строительства Санкт-Петербургского порта и составил его план.

В 1903 году С.Финстервальдер создал по воздушным снимкам карту с горизонталями в качестве практического подтверждения своих теоретических разработок в области фотограмметрической обработки снимков. В этом же году Е.Кольшюттер (Германия) предложил использовать стереофотограмметрическую съемку для определения характеристик волн. Летом 1904 года двумя фототеодолитами, установленными на военном судне «Гиена», были проведены фотосъемки берегов, а также позиций маневрирующих судов. По полученным снимкам были составлены планы. С сентября 1904 года по февраль 1905 года В.Лаас (Германия) производил съемки морских волн с борта судна у берегов Чили с использованием фототеодолитов, созданных по указаниям А.Мейденбауэра. С учетом качки формат кадра был сделан не прямоугольным, а квадратным — 18 х 18 см.

В 1903 году С.М.Соловьев включил раздел, посвященный фотограмметрии, в свой учебник «Курс низшей геодезии».

Во время русско-японской войны 1904-1905 годов фотосъемки японских позиций проводили три воздухоплавательных полевых батальона русской армии. Одним из них командовал подполковник В.Ф.Найденов. Первое фотографирование в боевых условиях было выполнено 17 января 1905 года поручиком Шлейснером. Съемки производились с привязных шаров и змеев фотоаппаратом капитана С.А.Ульянина. Полученные фотоснимки обладали отличным фотографическим качеством, однако из-за отсутствия соответствующих специалистов и фототрансформаторов для создания фотопланов, а также не подготовленности командования русской армии в этой области не позволили использовать их своевременно. В 1905 году военное ведомство приобрело пять панорамографа Тиле, из которых четыре с принадлежащими к ним проекционными аппаратами, были отправлены в Харбин, куда они прибыли только после заключения мира. 25 октября 1905 года В.Ф.Найденов использовал панорамограф для фотосъемки южных окраин г. Харбин с воздушного шара. Пятый панорамограф получило Варшавское крепостное воздухоплавательное отделение, командир которого капитан С.А.Ульянин использовал эту фотокамеру для составления планов местности.

4.Панорамограф Тиле. Модель 1.

Панорамограф Тиле. Модель 1.

В 1912 году в России была издана книга В.Залемана «Фототеодолитная съемка при железнодорожных изысканиях». Хотя в нашей стране были выступления и доклады, публиковались работы по фотограмметрии, в военных летных школах читались курсы по воздушной съемке, подготовки специалистов в этой области в гражданских вузах не производилось. В Московском межевом институте в курсе по низшей геодезии студентов знакомили только с азами наземной фотограмметрической съемки.

Необходимо отметить, что до конца XIX века во всех странах при фототопографических работах для определения координат точек местности по фотоснимкам и составления планов использовался принцип прямой засечки. Т.к. для повышения точности определения координат базис фотографирования должен быть достаточно длинным, на фотоснимках, полученных с концов такого базиса, было трудно опознать одинаковые точки местности. Это было одной из причин, которые тормозили широкое использование фототопографических съемок. Более благоприятным было определение таких точек на фотоснимках архитектурных сооружений, что объясняет успешное проведение работ А.Мейденбауэром. Решением задачи уверенной идентификации соответственных точек на паре фотоснимков явилось использование стереоскопического зрения, что еще в 1892 году предлагал Ф.Штольц (Германия). Однако произошло это в начале XX века. Были разработаны стереофотограмметрические приборы и теоретические основы обработки стереопар фотоснимков. В результате упростилось создание планов местности и повысилась точность фотограмметрических измерений.

Несмотря на успешные опыты выполнения воздушных фотосъемок с привязных и свободно летящих шаров, а также воздушных змеев, в течение полувека широкого производственного применения такие фотосъемки не нашли. Это объяснялось тем, что шар и змей не обеспечивали быстрое перемещение фотокамеры над земной поверхностью в требуемом направлении. Только после того, как фотокамеру установили на самолет, началось стремительное развитие воздушной съемки и методов обработки воздушных снимков. Появились названия «аэрофотосъемка», «аэрофотоаппарат», «аэрофотография», «аэрофотоснимок», «аэрофотогеодезия», «аэрофотограмметрия». С целью автоматизации и ускорения обработки аэроснимков стали создавать различные фотограмметрические приборы. Можно считать, что появление самолета создало стремительное ускорение в развитии фотограмметрии. Например, в 1913 году на конгрессе Международного фотограмметрического общества в Вене капитан Тардиво (Италия) сделал сообщение о применении полученных с самолета фотоснимков для картографических целей, а на выставке демонстрировался фотоплан г.Бенгази (Ливия), смонтированный из аэрофотоснимков.

11 ноября 1910 года в России, в Севастополе открылась офицерская школа летчиков под командованием полковника С.И.Одинцова, а летом 1910 года начал работу Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине под Санкт-Петербургом (юридически это было закреплено соответствующим предписанием лишь 26 марта 1911 года) под командованием подполковника С.А.Ульянина, который в 1910 году получил во Франции диплом пилота. Летчики Севастопольской школы выполнили первые опытные фотосъемки с самолета осенью 1910 года. С самолета, управляемого известным русским летчиком, получившим диплом пилота во Франции штабс-капитаном Б.В.Матыевичем-Мацеевичем, лейтенант Дыбовский на высоте 250 м произвел перспективную киносъемку местности в районе аэродрома. Два кадра были опубликованы в журнале «Вестник воздухоплавания» за 1910 год. Эти снимки интересны еще тем, что, кроме местности, на одном из них виден летящий самолет и его тень на земле, а второй был сделан сквозь вращающийся пропеллер. В этом журнале также сообщалось, что в Морском собрании авиатор школы поручик В.Ф.Гельгар прочитал лекцию о боевом применении фотографии. Он же в 1910 году провел киносъемку с самолета участков побережья пролива Босфор.

3 января 1911 года Гельгар сделал доклад в Обществе ревнителей военных знаний и продемонстрировал фотоснимки, полученные с помощью сконструированной им самим кинокамерой «Разведчик». В апреле прошел 1-й Всероссийский съезд воздухоплавателей, на котором председательствовал член-корреспондент Санкт-Петербургской АН Н.Е.Жуковский, а его заместителем был В.Ф.Найденов. Съезд наметил дальнейшие пути развития авиации и аэрофотосъемки в России. 15-16 июля поручики Е.В.Руднев и Фирсов производили экспериментальные фотосъемки с самолета. С 28 августа по 4 сентября в маневрах Санкт-Петербургского и Варшавского военных округов впервые участвовали военные летчики, которые фотографировали войска с самолетов. 14 сентября подполковник М.В.Агапов с самолета, управляемого поручиком Е.В.Рудневым, сфотографировали окрестности Гатчины и Царского Села.

В октябре 1912 года во время Балканской войны болгарским летчиком П.Таракчиевым, окончившим в России Гатчинскую летную школу (Авиационный отдел ОВШ), была выполнена первая фотосъемка с самолета в условиях военного времени с целью разведки. Он произвел аэросъемку района г. Свиленград аэрофотоаппаратом Ульянина. 21 декабря 1912 года три его фотоснимка были опубликованы в английской газете «The Illustrated London News». В этой войне участвовали русские летчики-добровольцы, которые использовали воздушное фотографирование в целях разведки. В начале 1914 года их наградили орденами Болгарии.

10-11 августа 1913 года во время первого группового перелета по маршруту Киев — Остер — Нежин — Киев, под руководством талантливого русского летчика П.Н.Нестерова была произведена киносъемка с целью определения возможностей использования обычного киноаппарата для воздушной разведки.

Аэрофотосъемка в годы Первой Мировой войны.

Развитие военных операций поставило авиацию перед необходимостью корректировать огонь своей артиллерии, помогать ей подавлять огневые точки противника, уничтожать долговременные укрепления. Возникновение этой новой потребности в свою очередь ускорило специальные изобретения в области аэрофотосъемки, радиотехники и вооружения самолета. Аэрофотосъемке много внимания еще до войны уделяли военные воздухоплаватели. Русским полковником С.А.Ульяниным были изобретены специальные фотокамеры для работы с воздушных змеев и дирижаблей. Последние были приспособлены и для нужд авиации. В офицерском классе воздухоплавательной школы еще в начале 1914 года курсанты сдавали экзамены по аэрофотографии и радиотелеграфии. Читали эти предметы подполковники Муромцев и Агапов.

Методы аэрофотосъемки военная авиация вначале восприняла также от воздухоплавателей. Накануне войны на военных маневрах русские летчики уже пользовались фотоаппаратами С.А.Ульянина и С.С.Неждановского. Аэрофотоаппараты С.А.Ульянина пользовались в авиации большой популярностью и оставались на вооружении до конца войны. На 1 апреля 1917 года в корпусных и армейских авиаотрядах насчитывалось 77 аппаратов этой системы. Каждому отряду придавались специальные фотографические двуколки. Когда в начале 1915 года ГВТУ запросило командиров авиаотрядов о пригодности имеющихся в частях фотографических аппаратов и фотографических двуколок, то большинство командиров дало положительную оценку, заявляя, что фотоаппараты С.А.Ульянина едва ли оставляют желать лучшего. Но их количество далеко не удовлетворяло потребностей авиаотрядов.

5.Летчик-наблюдатель держит в руках аэрофотоаппарат Ульянина.

Летчик-наблюдатель держит в руках аэрофотоаппарат Ульянина.

Для того, чтобы от опытов перейти к массовой аэрофотосъемке, потребовались не только специальные фотоаппараты, но и новые виды самолетов. Из-за недостаточного запаса мощности авиадвигателей полеты на дальние расстояния проводились без наблюдателей. Никаких особых карт для летчиков не существовало. Лучшей картой считалась пятиверстная. Это сильно осложняло авиаразведку.

Вначале разведка во многих отрядах была только визуальной. Снимки носили зачастую любительский характер. Потребность в детальном изучении укрепленной полосы обороны противника, точность и объективность, предъявляемые к данным авиаразведки, требовали совершенствования аэрофотосъемочного дела.

Разведка позиций противника, пересеченных стрелковыми окопами, ходами сообщений, проволочными заграждениями, блиндажами и артиллерийскими позициями, была немыслима без аэрофотоаппарата, так как наиболее точным и объективным документом авиаразведки является фотографический снимок. По словам известного астронома Джемса Джинса, «…глаз человека, находясь во власти предвзятых идей, нетерпения или надежды, может впасть — и фактически впадает — во всевозможные ошибки: фотографическая камера не может лгать».

6.Снимок сделанный аэрофотоаппаратом Ульянина.

Снимок сделанный аэрофотоаппаратом Ульянина.

Во время Первой Мировой войны с 3-28 ноября 1914 года русские летчики выполнили аэрофотосъемку оборонительных укреплений г. Перемышля. Аэрофотосъемка производилась фотокамерой Ульянина с самолета «Фарман» с высот 1000-1800 м. По полученным аэрофотоснимкам был составлен план расположения укреплений, а по нему восковка в масштабе 1:100000 для наложения на план г. Перемышля. В конце 1914 года — первой половине 1915 года производилась аэрофотосъемка в районе Мазурских озер боевых позиций войск противника и для контроля бомбометания. Использовались как самолеты французского производства, так и отечественный «Илья Муромец» конструкции И.И.Сикорского.

Со временем наблюдение в полете за земными целями и пунктами стало осуществляться как летчиком, так и летчиком-наблюдателем. Ответственными за точность разведки являлись оба. Вскоре на помощь авиаторам пришли инженеры. Благодаря их совместным усилиям в 1915 году русские самолеты были снабжены специально сконструированным полуавтоматическим аэрофотоаппаратом системы «Потте», который позволял делать как маршрутную, так и площадную съемку. «Аппарат назначен главным образом для съемки непосредственно фотограмметрического плана местности, мелькающей под пролетающим над ней аэростатом или аэропланом». В конце 1915 года увеличились поставки аэрофотоаппарата В.Ф.Потте в авиаотряды и они стали получать первое «Краткое руководство по аэрофотографии», написанное на основе накопленного опыта.
Его изобретатель офицер русской армии, подполковник В.Ф.Потте родился в Самаре в 1866 году в семье военного топографа. Окончил кадетский корпус и пехотное училище. Еще накануне войны он изобрел первый в мире фотоаппарат, при помощи которого можно было без перезарядки получать 50 снимков. В разведывательной авиации Франции и Англии применялись в это время неавтоматические аппараты с кассетами, заряжавшимися фотопленками. Впоследствии для перспективной съемки применялись аппараты и других конструкций, но аппарат «Потте» оставался наиболее распространенным и популярным среди русских летчиков.

7.Летчик-наблюдатель держит в руках аэрофотоаппарат Потте.

Летчик-наблюдатель держит в руках аэрофотоаппарат Потте.

Размер снимка у «Потте» получался 13 х 18 см. Масса аппарата 9 кг. Его первые экземпляры снабжались специальной резиновой «грушей», при помощи которой автоматически открывался объектив и включался механизм для перематывания фотопленки. Работа затвора и перематывание пленки производились действием заводных спиральных пружин, рассчитанных на 50 экспозиций (снимков). На случай отказа «груши» аппарат имел механизм, включавшийся в действие с помощью специального тросика с кольцом, который натягивался вручную. Фокусное расстояние объектива камеры составляло 21 см и позволяло фотографировать отдаленные предметы. Снимок, сделанный аппаратом «Потте», по четкости мало уступал современным аэрофотоснимкам. В.Ф.Потте в ходе войны сконструировал аэрофотоустановку, укрепленную на полукруге, что позволяло поворачивать камеру на угол сноса, применил шторный затвор. Созданная В.Ф.Потте конструкция оказалась совершенной, долгое время находилась на вооружении, явилась основой для развития аэрофототехники во всем мире.

Кроме аппарата «Потте», использовался также английский аппарат «Торнтон-Пикард», предназначавшийся для съемок отдельных объектов. На 1 апреля 1917 года русские авиаотряды насчитывали 198 аппаратов системы «Потте», 77 аппаратов Ульянина и 114 аппаратов других систем. Все корпусные и армейские авиаотряды были снабжены аэрофотоаппаратами.

Применение аэрофотоаппаратов давало столь ценные сведения о противнике, что данные авиаразведки стали непременным условием подготовки любой наземной операции. В «Руководстве воздушной фотографией по программе для испытаний на звание военного летчика», изданном в 1916 году, говорилось: «Разведка, произведенная с летательного аппарата, только тогда является ценной, когда в виде иллюстрации к донесению летчика приложена фотография всего того, что запечатлено всевидящим оком объектива».

9.Аэрофотоснимок линии окопов.

Аэрофотоснимок линии окопов.

8.Аэрофотоснимок линии фронта. Справа позиции германских войск.

Аэрофотоснимок линии фронта. Справа позиции германских войск.

Теперь стало возможным с меньшими усилиями подавлять огневые точки, разрушать блиндажи и окопы противника. Крайне затруднительными сделались дневные передвижения войсковых резервов. Аппарат «Потте» позволял получать снимки в масштабе 100 м в 1 см, что делало возможным дешифрировать передовые позиции противника.

«Если воздухоплавательный прибор пролетает над землей на высоте в 500 метров, то с каждым снимком получается план около 1/4 версты, но так как аппарат может дать 200-250 таких снимков, значит, за один рейс в одном направлении или за ряд параллельных рейсов можно отснять 50 квадратных верст».

В декабре 1915 года Верховным Главнокомандующим было созвано совещание по вопросам авиационного снабжения, в протоколе записано: «Фотографические аппараты желательно системы Потте и кроме того, заготовить 100 американских фотографических аппаратов нового типа».

Всякое новое усовершенствование в военном деле сейчас же вызывает средства противодействия. В ответ на аэросъемку возникла новая отрасль военного дела — маскировка. Все основные военные объекты тщательно маскировались, устраивались ложные артиллерийские позиции, ходы сообщений, целые ложные укрепленные районы и города. В этих условиях требуется дешифрирование фотоснимка, его тщательный анализ, составление легенды, монтаж площадей, превращение перспективных снимков в плановые и пр. Эта задача возлагалась на сделавшуюся теперь неотъемлемой частью воздушной разведки военную аэрофотограмметрическую службу, которая составляла планы и карты местности по снимкам, доставляемым летчиками. Для правильного определения каждой точки плана применялись геометрические методы обработки аэрофотоснимков.

10.Образец дешифровки аэрофотоснимка.

Маскировка заставила улучшить также и аэрофотоаппараты. Стали применять длиннофокусные камеры, имеющие фокусное расстояние до 50 см, появилась специальная пленка высокой чувствительности. Были проведены опыты ночного фотографирования. Авиация получила возможность фотографировать большие районы.

Всякая разведка хороша тогда, когда носит непрерывный характер и когда ее данные могут быть быстро использованы. Поэтому воздушная разведка велась так часто, как позволяли условия погоды и материальная часть авиационных отрядов. Самолеты вели наблюдения за позициями и тылом противника, насколько это допускал радиус их действия.

Командование требовало, чтобы снимки местности предъявлялись без всяких разрывов между ними. В этих условиях приходилось строго выдерживать заданный маршрут и делать несколько полетов. Обычно снимать начинали с первой линии окопов и далее в тыл на глубину 5-10 км. Съемки велись с высоть 1200-1500 м, а иногда 2500 м, зачастую в условиях интенсивное обстрела с земли. За авиаотрядами закреплялись определенны участки фронта для ведения авиаразведки и корректирования огня артиллерии. Военные объекты противника просматривались двумя авиаотрядами.

Фотоснимки позиций противника, сделанные в ходе первой мировой войны, отличаются четкостью. Например, артиллерийская батарея, заснятая фотоаппаратом «Потте» с высоты 1200 м, видна совершенно ясно вплоть до дорожки в лесу, где были скрыты артиллерийские двуколки.

В июне 1916 года в русской армии были распространены «Указания по воздушной фотографии, применяемой в войсках при рекогносцировках и наблюдениях».

По возвращении самолета-разведчика на аэродром фотопленки немедленно передавались в фотолабораторию авиаотряда. Отпечатки снимков направлялись в аэрофотограмметрическое отделение авиационного дивизиона или штаба армии, там расшифровывались и развертывались в карты, на которых были указаны огневые точки противника. Карты направлялись в артиллерийские дивизионы и авиационные отряды, по ним производилось корректирование огня артиллерии. Такая система отнимала много времени, поэтому в ряде случаев приходилось обрабатывать фотоснимки непосредственно в фотолаборатории авиаотряда, тогда можно было пользоваться данными авиаразведки через два часа. Обнаруженные артиллерийские батареи наносились на карту-трехверстку, ее копия передавалась на батарею для ведения артиллерийского обстрела. Иногда стрельба добавочно корректировалась самолетом.

25 июля 1916 года с целью упорядочения выполнения воздушного фотографирования в Киеве под командованием полковника Потте был учрежден Аэрофотографический парк, который представлял собой прообраз научного института аэро- и наземной фотосъемки. В его работе принимали участие В.Ф.Найденов, П.П.Соколов, В.И.Срезневский, Д.А.Сольский, Клепиков и другие.

В июле-августе 1916 года прорыв позиций противника русскими войсками юго-западного фронта под командованием генерала А.А.Брусилова подготавливался и проводился с использованием материалов аэрофотосъемки. С начала подготовки операции и до ее конца было получено около 15000 аэрофотоснимков.

21 августа 1916 года приказом начальника штаба верховного главнокомандующего в русской армии были введены фотометрические (фотограмметрические) части при разведывательных отделах штабов армий и фронтов. Эти части были организованы по инициативе Военно-инженерного ведомства, а не Управления корпуса военных топографов. Только личная инициатива военных топографов позволила наладить работу этих частей в действующей армии. Например, 13 ноября 1916 года военный геодезист Аксенов направил докладную записку начальнику Военно-топографического отдела Генерального штаба русской армии, в которой изложил методические положения и технические требования по развитию стереофотограмметрической обработки аэрофотоснимков с целью использования в топографии.
В конце 1916 года в русских войсках были распространены «Наставление по применению авиации на войне.» и «Наставление фотометрическим частям по составлению планов позиций на основании воздушных фотографий». Составление планов по аэрофотоснимкам выполнялось с использованием призм-трансформаторов, графического способа трансформирования, стереоскопов. В 1916 году приехавший в XI армию во главе союзнической делегации генерал Поулл отметил, что разработки в русской армии по применению фотограмметрических методов в теории и на практике опередили аналогичные работы в союзнических армиях.

В декабре 1916 года был созван 1-й съезд представителей авиационных частей (аэрофотографический парк) с целью решения организационных вопросов аэрофоторазведывательной службы и ее связи с авиационными частями. С учетом решений съезда 26 марта 1917 года приказом Верховного Главнокомандующего русской армии фотометрические части были переименованы в фотограмметрические и переданы в подчинение авиационному командованию. Был учрежден журнал «Известия по фотограмметрии и аэрофотографии». В Киеве были организованы Фотограмметрические курсы под началом подполковника Михеева, где аэрофотографию преподавал В.Ф.Потте.

6 ноября 1917 года Начальник штаба Верховного Главнокомандующего русской армии издает приказ о создании аэрофотограмметрического отдела в составе полевого управления авиации, в задачу которого входила координация всех видов применения аэрофотосъемки в войсках. Однако этот приказ уже не мог быть исполнен из-за развала русской армии в связи с революционными событиями в стране.

За время Первой Мировой войны русские летчики обеспечили армию примерно 1,5 миллионами аэронегативами. Однако по объему проведения аэрофотосъемки в разведывательных целях как французская, так и немецкая армии опережали русскую. Например, к концу войны аэрофотослужба немецких ВВС выпускала до 4000 фотоснимков в сутки, а аэрофотослужба французских ВВС до 10000 фотоснимков в сутки. Аэрофоторазведка обеспечивала крупные сражения под Верденом и на р. Сомма. В 1918 году по аэрофотоснимкам французы составили план немецкой оборонительной линии Гинденбурга и обнаружили подготовку немецкого наступления в провинции Шампань.

Подводя итоги развития фотограмметрии до 1918 года, нужно отметить, что до конца XIX века во всех странах конструирование съемочной аппаратуры и обрабатывающих приборов, а также разработка методов обработки фотоснимков проводились по личной инициативе ученых или интузиастов-любителей, носили экспериментальный характер и не получили широкого применения на производстве. Использование воздушной фотосъемки и фотограмметрических методов для картографических целей носило эпизодический, экспериментальный характер. Если в конце XIX века наземные фототеодолитные съемки стали становиться на практическую основу, то воздушная фотосъемка выполнялась только в виде экспериментальных фотосъемок с воздушных шаров и аэростатов как привязных, так и находящихся в свободном полете. Первая мировая война способствовала развитию съемочной аппаратуры и разработке методик обработки аэроснимков, но, прежде всего, в разведывательных целях. Только после становления авиации в двадцатые годы XX века на прочную основу в течение последующих трех десятилетий фотограмметрия во всех странах мира заняла такое положение, что без нее стали невозможны передовые технологии создания карт всех масштабов и всех видов.

.

.
Список источников:
П.Д.Дузь. История воздухоплавания и авиации в России.
Б.В.Краснопевцев, профессор кафедры фотограмметрии МИИГАиК. Основные события в истории фотограмметрии в XIX и XX веках.