Легкий автожир А-4.

Разработчик: ЦАГИ
Страна: СССР
Первый полет: 1932 г.

В начале 1932 года в МАИ создана конструкторская группа для помощи ЦАГИ по оформлению рабочих чертежей и разработке технологической документации первого серийного отечественного автожира ЦАГИ А-4. В работе этой группы под руководством К.А.Виганда, А.Л.Гиммельфарба, Н.Ф.Чехонина и И.И.Оловянникова в порядке прохождения производственной практики участвовало около пятидесяти студентов самолетостроительного факультета. В актив группы входили студенты М.Антонов, П.Кирилин, В.Карпов, Ф.Курочкин, Б.Чирков.

Автожир ЦАГИ А-4 был выполнен по винтокрылой схеме. Конструкция — смешанная, с использованием стальных труб для лонжеронов крыла, фюзеляжа и моторамы. Крыло — деревянное, подкосное. Обшивка — везде полотняная. Управление двойное. Двигатель — М-26 мощностью 300 л.с. Несущий воздушный винт имел механизм раскрутки перед взлетом.

Главный конструктор автожира ЦАГИ А-4 Н.К.Скржинский — автор многих винтокрылых летательных аппаратов, созданных в ЦАГИ.

В октябре на опытном заводе ЦАГИ был построен головной экземпляр. 6 ноября 1932 года С.А.Корзинщиков совершил на нем первый полет, а 30 ноября того же года был испытан первый серийный автожир. Летные качества нового автожира оказались весьма высокими и соответствовали расчетам.

В.Б.Шавров в своей книге «История развития конструкций самолетов в СССР» упоминает: «Уверенность в машине была столь велика, что еще до окончания опытного экземпляра была начата небольшая серия. А-4 был первым автожиром, проходившим испытания в НИИ ВВС (1933 г.) Испытания проходили удачно и в 1934 г. были выпущены серийные экземпляры. К сожалению, их раздали поштучно в воинские части, а так как никто еще не был обучен полетам на автожире, то все аппараты быстро были разбиты при попытках летать на них.»

ЛТХ:

Модификация: А-4
Диаметр несущего винта, м: 13,00
Длина, м: 7,20
Ширина, м: 6,70
Масса, кг
-пустого самолета: 1065
-максимальная взлетная: 1365
Тип двигателя: 1 х ПД М-26
-мощность, л.с.: 1 х 300
Максимальная скорость, км/ч: 176
Продолжительность полета, ч: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2.

1.A-4 на испытаних.

Легкий автожир А-4.

4.Легкий автожир А-4

Легкий автожир А-4.

Автожир А-4 взлетает во время испытаний.

2.Автожир А-4 на взлете.

Автожир А-4 взлетает во время испытаний.

3.Автожиры 2-ЭА и А-4

Автожиры 2-ЭА и А-4.

5.Общий вид кабины и втулки ротора автожира А-4.

Общий вид кабины и втулки ротора автожира А-4.

6.Проекции ЦАГИ А-4 .Рисунок.

Проекции ЦАГИ А-4 .Рисунок.

7.Автожир А-4. Схема

А-4. Схема.

.

.

Список источников:
Ю.В.Макаров. Летательные аппараты МАИ.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
ОАО Московский вертолетный завод им.М.Л.Миля. Зарождение российского вертолетостроения.
Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.
Материалы сайта «История России в фотографиях».