Автожир.

Автожир (французское autogyre, от греческого autos — сам и gyros — круг, вращение) — летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъёмная сила создаётся несущим винтом — ротором, вращающимся свободно (без привода от двигателя) под действием набегающего потока воздуха. Поступательное движение автожир получает от обычного тянущего или толкающего воздушного винта. Основные достоинства автожира: небольшая минимальная (эволютивая) скорость и меньшие (по сравнению с самолётами) взлётно-посадочные дистанции.

 

Обтекание потоком несущего винта автожира.

Обтекание потоком несущего винта автожира.

Автожир является промежуточным типом летательного аппарат между самолётом и вертолётом. Изобретён X.Сиервой в 1919 году, его первым летавшим автожиром был С-4. 9 января 1923 года этот автожир совершил свой первый полет в Хетафе под Мадридом. Собственно говоря, именно эта машина и стала первым в мире автожиром, поскольку именно она получила собственное имя «Autogiro», ставшее впоследствии нарицательным.

avtozhir-s-4-siervy

Автожир С-4 Х.Сиервы.

В СССР первый автожир — КАСКР-1 построен в 1929 году Н.И.Камовым и Н.К.Скржинским. После этого на протяжении десяти лет было создано около 15 типов и модификаций, строившихся в Центральном аэрогидродинамическом институте по проектам Камова, Скржинского, А.М.Черёмухина и В.А.Кузнецова.

Последним автожиром, разработанным в СССР, стал двухместный АК, взлетающий без разбега, спроектированный в 1940 году Камовым при участии М.Л.Миля. Однако в настоящее время в мире создаются серийные и опытные экземпляры сверхлёгких одноместных и двухместных автожиров.

Разработаны три принципиальные схемы автожира.
Первая схема — крылатый автожир с неуправляемым несущим винтом и с органами управления, как на самолёте. Эффективность органов управления зависит от поступательной скорости аппарата. К этому типу летательных аппаратов относятся первые автожиры (Сиерва С-8, С-19; советские КАСКР-1, ЦАГИ А-4, А-7).

Вторая схема — бескрылый автожир с управляемым несущим винтом, с горизонтальным и вертикальными оперениями. Управление аппаратом осуществляется наклоном оси несущего винта, связанной с ручкой управления аппаратом посредством рычажной передачи (Сиерва С-30, Келлетт К-1В, ЦАГИ А-12, А-14).

Третья схема — автожир с непосредственным («прыжковым») взлётом без разбега. Непосредственно взлёт в этих аппаратах осуществляется путём использования кинетической энергии раскручиваемого перед взлётом до максимальных оборотов ротора от двигателя. Перед раскруткой ротора с целью уменьшения потребляемой мощности его лопасти ставятся под углом, соответствующим нулевой подъёмной силе, а при достижении максимальных оборотов угол установки лопастей особым механизмом автоматически переводится на полётный (до 5-7°), и автожир, получив избыточную тягу, «подпрыгивает» вертикально вверх на несколько метров. Под действием воздушного винта аппарат получает поступательное перемещение, а затем переходит на обычный для автожира набор высоты. Первым, в 1936 году, такой летательный аппарат (С-30Р) построил Сиерва.

Многочисленные теоретические работы, экспериментальные исследования, конструктивные решения несущей системы и лопастей, опыт лётных испытаний и доводок автожиров в значительной степени нашли применение при создании вертолётов.

.

.

Источник:
Н.И.Камов. Винтовые летательные аппараты (автожиры и геликоптеры). 1948 г.