Лёгкий автожир КАСКР-1(-2) «Красный инженер».

Разработчик: ОКБ Камова, Скржинский
Страна: СССР
Первый полет: 1929 г.0.КАСКР-2

Первый советский автожир КАСКР-1 «Красный инженер», построенный инженерами-энтузиастами Н.И.Камовым и Н.К.Скржинским, поднялся в воздух 25 сентября 1929 года. Пилотировал автожир И.В.Михеев, а в задней кабине находился его создатель Н.И.Камов. Именно Камов первым ввел в обиход слово — вертолет. Конструктивно аппарат напоминал известную модель автожира С-6 Сиервы. Несущий винт, свободно вращавшийся, был установлен на четырехгранной пирамиде. Лопасти винта имели вертикальные и горизонтальные шарниры и соединялись между собой тросами с грузами для демпфирования колебаний в плоскости вращения. Они не имели ограничителей снизу и в покое держались в горизонтальном положении на подвесках с резиновой шнуровой амортизацией сверху.

avtozhir-s-6-sierva

Автожир С-6 Сиерва.

В этом первом в СССР автожире его авторам пришлось встретиться со многими трудностями и неожиданностями и ценой больших усилий, успехов и неудач накапливать опыт. Так, при первой пробе двигателя на земле 1 сентября 1929 года лопасти ротора от потока винта начали вращаться, но при достижении некоторой скорости что-то изменилось в их уровне и они сбили руль управления, причем были повреждены сами. Тогда первоначальную форму руля, от самолета У-1, пришлось изменить, и на всех последующих наших автожирах он уже был низким, вытянутым назад. Затем, когда начиналось руление, реактивный момент винта валил аппарат на бок. Пришлось подвесить груз в 8 кг под правое крыло, но опрокидывающий момент все же оставался из-за разности скоростей лопастей справа и слева при движении аппарата. Управляться с ним научились не сразу, случались поломки и аварии. Вскоре аппарат, даже не взлетев, скапотировал, перевернулся на спину и был сильно поврежден.

В 1930 году на базе КАСКР-1 молодые конструкторы построили более совершенный автожир КАСКР-2. 2 сентября 1930 года, на полет «Красного инженера» приехал посмотреть начальник ВВС РККА П.И.Баранов, и машина не подвела. КАСКР выполнил на высоте 12-15 м три полета продолжительностью секунд по тридцать каждый. Показательный полет не прошел напрасно. Командующий Красным воздушным флотом помог достать для автожира новый двигатель Gnome-Rhone «Titan» (225 л.с.), поскольку мощность старого «Рона» (120 л.с.) была явно недостаточной. С новым мотором автожир стал называться КАСКР-2 и впервые поднялся в воздух 11 января 1931 года. В оценке летных характеристик автожиров принимали участие специалисты НИИ ВВС. С 1930-го по 1931 год на них было выполнено 90 испытательных полетов с наибольшей продолжительностью 28 мин. (летчик Д.А.Кошиц). В группе КАСКР проходил стажировку и студент Новочеркасского политехнического института М.Л.Миль.

21 мая 1931 года на Центральном аэродроме в Тушино автожир Камова и Скрижинского участвовал в показе новейшей авиационной техники руководству страны. Сталин, Ворошилов и Молотов обходили длинную шеренгу истребителей и бомбардировщиков, а замыкал «парад» необычный винтокрылый аппарат. Камов сам доложил Сталину о машине и он очень заинтересовался КАСКРом. Поддержал конструктора эффектным полетом и Кошиц. Сделав три круга над аэродромом, летчик красиво спланировал и посадил КАСКР-2 вблизи трибуны с членами правительства, совершив пробег на посадке всего в несколько метров. Позже Баранов рассказывал, что автожир очень понравился высокому руководству и в первую очередь, Сталину.

Интерес первых людей в государстве к КАСКРу помог развитию всего автожиростроения в СССР. Создатели «Красного инженера» переходят в Бюро особых конструкций при ЦАГИ (БОК ЦАГИ), где приступают к постройке новых машин. Н.К.Скрижинский участвует в создании автожира А-4, а Н.И.Камов начинает руководить проектированием А-7, который разрабатывался по заданию ВВС как ближний разведчик и артиллерийский корректировщик. Помогала Камову совсем небольшая конструкторская бригада: М.Л.Миль, Н.С.Терехов, В.А.Солодовников, А.Е.Лебедев, В.И.Баршев, В.С.Морозов и И.И.Андреева.

ЛТХ:

Модификация: КАСКР-2
Диаметр несущего винта, м: 12,00
Длина,м: 9,00
Масса, кг
-пустого: 865
-максимальная взлетная: 1100
Тип двигателя: 1 х ПД Gnome-Rhone «Titan»
-мощность, л.с.: 1 х 225
Максимальная скорость, км/ч: 110
Продолжительность полета, ч: 0,5
Практический потолок, м: 450
Экипаж, чел: 1.

avtozhir-kaskr-1

Автожир КАСКР-1.

2.Конструкторы КАСКР-I - Николай Камов Николай Скржинский летчик Иван Михеев.

Около автожира КАСКР-I (слева на право): конструкторы — Николай Камов и Николай Скржинский, летчик Иван Михеев.

2а.Николай Камов, летчик Иван Михеев, Николай Скржинский.

Николай Камов, летчик Иван Михеев, Николай Скржинский у автожира КАСКР-1.

3.КАСКР-1 после аварии. 1

КАСКР-1 после аварии.

4.КАСКР-1 после аварии. 2

КАСКР-1 после аварии.

5.КАСКР-2.

Автожир КАСКР-2.

6.Автожир КАСКР-2 в полете. 1929 г

Автожир КАСКР-2 в полете. 1930 г.

8.КАСКР-1. Рисунок.

КАСКР-1. Рисунок.

7.КАСКР-1. Вид спереди. Рисунок.

КАСКР-1. Вид спереди. Рисунок.

9.Проекции КАСКР-1. Рисунок.

Проекции КАСКР-1. Рисунок.

10.КАСКР-2. Рисунок.

КАСКР-2. Рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Г.И.Кузнецов «ОКБ Камова».
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. КАСКР.
Крылья Родины. И.Эрлих. Первый российский автожир.