Лёгкий автожир А-14.

Разработчик: ЦАГИ
Страна: СССР
Первый полет: 1935 г.

К концу 1933 года советское автожиростроение уже имело богатый опыт проектирования, постройки и испытаний крылатых автожиров. Перед ООК ЦАГИ была выдвинута новая задача: освоение автожиров бескрылого типа с непосредственным управлением.

В августе 1935 года автожир ЦАГИ А-8 (второй экземпляр) после окончания лётных испытаний был поставлен на переделку под бескрылый вариант с непосредственным управлением. Автожир подвергся следующим конструктивным изменениям:
-снято крыло;
-частично изменена конструкция шасси;
-снято управление элеронами;
-произведены доделки в системе управления втулкой ротора.

Новый автожир получил название ЦАГИ А-14.

Основное отличие его от ранее выпущенных автожиров заключалось в новой схеме управления. Автожир имел своеобразное управление наклоном оси ротора в поперечной плоскости и рулём высоты в продольной плоскости. То и другое осуществлялось обычным движением ручки пилота в поперечном и продольном направлениях. Кроме того, с помощью специального штурвала можно было наклонять ось ротора в продольной плоскости. Это делалось для лучшей балансировки автожира при разных центровках и на разных режимах полёта, а не для целей управления.

Для улучшения путевой устойчивости на стабилизаторе были установлены две килевые шайбы, а позднее V-образные отгибы. Для уравновешивания давления, передающегося от ротора на ручку пилота, в систему поперечного управления ротором были включены регулируемые пружинные устройства.

Первый полёт на автожире ЦАГИ А-14 был совершён 17 сентября 1935 года лётчиком-испытателем С.А.Корзинщиковым. При этом обнаружилась недостаточная поперечная устойчивость, которую лечили путем изменения передаточного числа в системе управления и изменением загрузки пружин. Несмотря на заметное улучшение поперечной устойчивости, вопрос окончательно не разрешился в ходе проведения летных испытаний.

В результате лётных испытаний было установлено, что:
-лётные характеристики и взлётно-посадочные свойства автожира А-14 изменились весьма мало по сравнению с автожиром А-8 (с крылом);
-продольная устойчивость значительно улучшилась;
-поперечное управление автожиром наклонением оси ротора достаточно эффективно на всех режимах полёта и позволяет совершать все обычные манёвры.

Автожир ЦАГИ А-14 был создан как экспериментальный аппарат для освоения и изучения особенностей бескрылых автожиров с непосредственным управлением втулкой ротора. Данные, полученные при его испытании, должны были помочь в создании нового автожира ЦАГИ А-12 того же типа. На новом автожире была запроектирована втулка ротора принципиально новой схемы: с пересекающимися в центре втулки осями горизонтальных шарниров.

Было решено втулку новой схемы предварительно испытать и изучить на уже облётанном автожире А-14. Подобная втулка для автожира ЦАГИ А-14 была изготовлена и испытана. Эти испытания были проведены в начале 1936 года и дали вполне удовлетворительные результаты.

Несмотря на окончание официальных испытаний автожира ЦАГИ А-14, на нём продолжались полёты, изучалось его поведение, производилась конструкторская доработка для улучшения устойчивости и управляемости аппарата. В этой работе принимали участие лётчики-испытатели К.К.Попов, А.П.Чернавский, Д.А.Кошиц, С.Козырев. Всеми конструкторскими работами по автожиру ЦАГИ А-14 руководил В.А.Кузнецов, наблюдавший также за лётными испытаниями и доводкой аппарата. Все аэродинамические изыскания и расчёты, связанные с созданием автожира и его испытаниями, проводили М.Л.Миль и В.К.Квашнин.

В последующем на А-14 предприняли ряд испытательных полетов, в одном из которых он потерпел аварию и далее не восстанавливался.

ЛТХ:

Модификация: А-14
Диаметр несущего винта, м: —
Длина, м: —
Масса, кг
-пустого: —
-максимальная взлетная: —
Тип двигателя: 1 ПД М-11
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: —
Продолжительность полета, ч: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 2.

1.Летчик-испытатель А.Д.Кошиц у автожира А-14.

Летчик-испытатель А.Д.Кошиц у автожира А-14.

3а.Автожир ЦАГИ А-14.

Автожир ЦАГИ А-14.

3.ЦАГИ А-14.

Автожир ЦАГИ А-14.

2.Автожир А-14 в процессе испытаний на лыжном шасси на аэродроме Ухтомка под Москвой. 16 января 1937 г.

Автожир А-14 в процессе испытаний на лыжном шасси на аэродроме Ухтомка под Москвой. 16 января 1937 г.

4.Втулка ротора автожира ЦАГИ А-14 с пересекающимися в центре втулки осями горизонтальных шарниров

Втулка ротора автожира ЦАГИ А-14 с пересекающимися в центре втулки осями горизонтальных шарниров.

5.Автожир А-14 рисунок.

Автожир А-14. Рисунок.

6.А-14. Схема.

А-14. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
А.М.Изаксон. Советское вертолетостроение.
Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации.
Сайт «Уголок неба». 2013 страница: «ЦАГИ А-14».