Легкий автожир А-8.

Разработчик: ЦАГИ
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.0.А-8

При запуске в производство автожира ЦАГИ А-6 было принято решение строить аппарат в трёх экземплярах, имея в виду значительную программу экспериментальных работ, которую намечалось провести на автожире в процессе лётных испытаний. Постройка этих трёх аппаратов осуществлялась с некоторым сдвигом во времени, что давало возможность внести в каждый последующий экземпляр ряд конструктивных изменений, основываясь на опыте испытания и доводки первого экземпляра.
По сравнению с первым автожиром А-6 во втором и третьем были внесены следующие конструктивные изменения:
-крыло было сделано со значительным поперечным V и без отгибов на концах;
-шасси имело амортизационную стойку и колёса нормального самолётного типа;
-кабан ротора был выполнен по двухстержневой схеме с ленточными расчалками в поперечной плоскости;
-на стабилизаторе были поставлены дополнительные кили.

Кроме того, с целью проведения предварительных испытаний для перехода в дальнейшем к строительству бескрылых автожиров с непосредственным управлением втулкой ротора на этих двух экземплярах автожира ЦАГИ А-6 была поставлена новая втулка, благодаря которой можно было изменять наклон оси ротора из кабины лётчика.

Так как внешний облик автожира после внесения указанных конструктивных изменений сильно изменился, то эти два экземпляра получили самостоятельный шифр — ЦАГИ А-8.
Новое шасси имело масляно-пневматическую амортизационную стойку, применённую впервые в СССР. Удаление задних подкосов кабана ротора облегчило посадку в кабину и улучшило его аэродинамику.
Как уже указывалось, автожир ЦАГИ А-8 имел комбинированное управление, состоящее из управления обычного самолётного типа (с помощью элеронов и рулей высоты и направления) и управления наклоном втулки ротора, причём это дополнительное управление осуществлялось от ручки лётчика в поперечной плоскости и от специального штурвала в продольной плоскости.

Проектные работы по конструктивным переделкам автожира велись на протяжении 1933 года.

Первый экземпляр автожира ЦАГИ А-8 был передан на лётные испытания 28 июня 1934 года. Первый экземпляр А-8 летчик Корзинщиков поднял в воздух 29 июня 1934 года с территории Центрального аэродрома в Москве. Спустя три недели, 21 июля, после проведения доработок облет машины произвел летчик Попов – он и продолжил испытания. Последующие полеты позволили в короткий срок выявить возможность управления автожиром при помощи наклона ротора на всех режимах полета. При этом «роторное» управление показало на малых скоростях полета более высокую эффективность, чем ранее используемое «самолетное» – при помощи рулей и элеронов. Полученные результаты позволили более смело переходить к бескрылым автожирам с непосредственным управлением ротором.

В ходе испытаний 15 августа 1934 года первый экземпляр А-8 под управлением Корзинщикова совершил демонстрационный полет над Москвой в районе Филей. 18 августа 1934 года автожир участвовал в традиционном воздушном празднике в честь Дня авиации в Тушино. Летные испытания А-8 продолжались до 8 марта 1935 года. Всего было выполнено 55 полетов с общей продолжительностью 26 часов 25 минут. 15 марта 1935 года первый экземпляр А-8 перелетел на Ухтомский аэродром под Москвой, где использовался для тренировочных полетов и исследования тряски ротора.

В 1936 году первый экземпляр А-8 предполагалось использовать в перелете Москва – Ленинград. Для осуществления перелета без посадки на расстояние более 500 км автожир оборудовали добавочными топливными баками. К сожалению, на этапе подготовки, при осуществлении тренировочного полета летчиками Кошиц и Козыревым автожир потерпел аварию и оказался значительно поврежден.

При проведении ремонта, на первом экземпляре А-8 после аварии, решили установить V – образное хвостовое оперение, обычно называемое «оперением Рудлицкого». Такое оперение изготовили и установили на автожир, однако параллельно нововведение применительно к А-8 подверглось подробным аэродинамическим исследованиям в ЦАГИ. Выяснилось, что при установке «оперения Рудлицкого» на А-8 при повышении путевой устойчивости заметно уменьшился запас рулей высоты и их эффективность. Использование такого оперения на автожире признали нецелесообразным, поэтому А-8 с V-образным хвостовым оперением на испытания не передавался.

Постройка второго экземпляра автожира ЦАГИ А-8 была закончена в начале 1935 года. Первый его полёт состоялся 19 февраля 1935 года. Испытания автожира с закреплёнными элеронами при пользовании только управлением с помощью наклона втулки ротора в поперечном направлении показали, что полёт автожира при этом вполне возможен на всех режимах.

Лётные испытания были закончены 20 августа 1935 года. 18 августа 1935 года автожир принял участие в авиационном празднике и совершил посадку на аэродроме в Тушино.
В результате лётных испытаний было признано возможным снять крыло автожира и перейти к испытаниям аппарата в бескрылом варианте с непосредственным управлением наклоном втулки ротора в поперечной плоскости. Второй экземпляр автожира ЦАГИ А-8 был использован для переделки его в бескрылый вариант с непосредственным управлением втулкой ротора.

Все конструкторские работы по автожиру ЦАГИ А-8 выполнялись под руководством В.А.Кузнецова. Он же наблюдал за лётными испытаниями и доводкой автожира.

Основные лётные испытания обоих экземпляров автожира ЦАГИ А-8 проводил лётчик-испытатель ЦАГИ С.А.Корзинщиков. Все аэродинамические изыскания и расчёты, связанные с лётными испытаниями, доводкой и специальными исследованиями автожира, выполнялись бригадой аэродинамики ООК ЦАГИ под руководством М.Л.Миля.

ЛТХ:

Модификация: А-8
Диаметр несущего винта, м: 11.00
Площадь крыла, м2: 5.90
Масса, кг
-пустого самолета: 595
-максимальная взлетная: 837
Тип двигателя: 1 х ПД М-11
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 142
Минимальная скорость, км/ч: 48
Продолжительность полета, ч: —
Практический потолок, м: 2260
Экипаж, чел: 2.

1.АННОТАЦИЯ

Автожир А-8 на Центральном аэродроме г. Москвы. 2 июля 1934 г. На фюзеляже автожира изображен знак «XV лет ЦАГИ». Рисунок на фюзеляже А-8 полностью повторял металлический памятный значок, которым в честь 15-летия института награждались лучшие специалисты ЦАГИ.

1а.А-8 на испытаниях.

Автожир А-8 на испытаниях.

2.А-8 бескрылый вариант.Фото 1

 «Бескрылый» вариант автожира А-8.

3.А-8 бескрылый вариант.Фото 2.

«Бескрылый» вариант автожира А-8.

4.А-8 бескрылый вариант.Фото 3

«Бескрылый» вариант автожира А-8.

5.Втулка ротора автожира А-8 (бескрылый вариант). 1936 г.

Втулка ротора автожира А-8 (бескрылый вариант).

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
А.М.Изаксон. Советское вертолетостроение.
РГАНТД. «На пути к Ми-1». Интернет-выставка к 100-летию со дня рождения М.Л.Миля.
Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации.
Сайт «Уголок неба». 2013 страница: «ЦАГИ А-8».