Легкий автожир «Карлсон».

Разработчик: Бронюс и Ромас Вайнейкис
Страна: СССР
Первый полет: 1979 г.

Братья Вайнейкисы в 1977-1979 годах построили автожир «Карлсон», на котором в течение года производились полеты. Автожир имел традиционную схему – его силовой каркас составляли продольная и поперечная балки с вертикальной стойкой несущего винта. По концам поперечной белки крепились основные колеса шасси. По продольной балке в передней ее части были установлены носовая стойка шасси, педали управления рулем направления и приборная доска, а хвостовая часть балки несла киль С рулем поворота и опорное хвостовое колесо.

На подкосах поперечной балки и вертикальной стойке винта был закреплен двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 36 л.с. (26,5 кВт) с толкающим воздушным винтом диаметром 1,2 м. Под двигателем располагалась полиэтиленовая канистра с топливом.

Перед двигателем на продольной балке было установлено сиденье пилота. Управление качающейся втулкой винта обеспечивалось не напрямую, а с помощью ручки вертолетного типа, которая качалками и тягами была связана со втулкой винта. Несущий винт имел диаметр 6,2 м. Масса конструкции автожира – 100 кг, полетная – 185 кг.

Весьма оригинальной у автожира «Карлсон» была система предварительной раскрутки несущего винта перед взлетом. Она состояла из установленного на двигателе небольшого редуктора, который гибким валом через муфту сцепления был связан с осью несущего винта. Эта система обеспечивала снижение скорости взлета.

Скорость отрыва от земли с предварительной раскруткой у автожира «Карлсон» была всего 35 км/ч, разбег — 20-25 м. Крейсерская скорость – 75 км/ч, скороподъемность автожира – 1,5 м/с. Многочисленные полеты автожира показали, что мощности в 36 л.с. (26,5 кВт) для автожира такого класса все-таки маловато.

Автожир Карлсон.

Автожир «Карлсон».

.

.

Источник:
К.С.Торбенко, Ю.В.Макаров. Самолеты строим сами.