Бомбардировщик К-13.

Разработчик: КБ ХАЗОСС, Калинин
Страна: СССР
Первый полет: 1936 г.1.К-13. Рисунок.

В 1933 году КБ ХАЗОСС получает задание на проектирование еще одной боевой машины — бомбардировщика К-13. Советские ВВС нуждались в ударном самолете большой дальности, способном нести до 1 т бомбовой нагрузки на расстояние до 5000 км на высоте 4000 м со скоростью 350 км/ч. Выполнение проекта было поручено конструкторской бригаде под руководством П.В.Дыбского. В этот же период над аналогичными заданиями работали ОКБ А.Н.ТуполеваАНТ-37 (ДБ-2) и С.В.ИльюшинаЦКБ-26 (ДБ-3).

Для нового самолета была выбрана схема моноплана со средне-расположенным свободнонесущим крылом. Цельнометаллическое, трапециевидное в плане, крыло имело два лонжерона. Вертикальное оперение двухкилевое. Горизонтальное отсутствует. По сути, К-13 — дальнейшее развитие идей, заложенных в К-12.
Самолет имел два двигателя жидкостного охлаждения, заключенных в капоты типа NACA, В эти же капоты после взлета убирались шасси. Питание двигателей производилось из четырех баков, расположенных в крыле.
Винты металлические с шагом, изменяемым в полете. Для уменьшения посадочной скорости самолет снабдили закрылками типа «Шренка» с электроуправлением. Предполагалось, что экипаж самолета будет состоять из трех человек — пилота, штурмана-стрелка и заднего стрелка. Оборонительное вооружение: три пулемета ШКАС — два в передней части бомбардировщика и один в кормовой стрелковой башне.

Согласно расчетам, максимальная скорость К-13 должна была составить 407 км/ч на высоте 4000 м. Посадочная скорость — 90 км/ч, это позволяло использовать ВПП сравнительно небольшой длины, что весьма важно во фронтовой обстановке.

Параллельно с боевым вариантом разрабатывался и пассажирский — К-14. Экипаж из двух человек. Число посадочных мест — 12. На короткие рейсы предусматривалась установка дополнительных кресел, Согласно расчетам машина должна была развивать до 429 км/ч, при этом посадочная скорость составляла всего 84,5 км/ч. В декабре 1934 года проект был представлен в Центральное жюри всесоюзного конкурса на скоростной пассажирский самолет.

Опытный экземпляр К-13 был построен в 1936 году в Воронеже. При первых же испытаниях показал, что значительно уступает по своим летным качествам самолету ДБ-3 (отчасти из-за менее пригодных двигателей), а так же он оказался перетяжеленным. Интерес к машине быстро угас.

ЛТХ:

Модификация: К-13
Размах крыла, м: 23,00
Длина, м: 13,40
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 78.70
Масса, кг
-пустого самолета: —
-нормальная взлетная: 7500
Тип двигателя: 2 х ПД М-34
-мощность, л.с.: 2 х 750
Максимальная скорость, км/ч: 407
Крейсерская скорость, км/ч: 369
Практическая дальность, км: 1500
Макс.скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 7800
Экипаж: 3
Вооружение: 3 х 7,62-мм пулемета ШКАС; бомбовая нагрузка — 1000 кг.

2.Проекции К-13. Рисунок.

Проекции К-13. Рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
ХГАПП. Харьковский авиационный завод: История, современность, перспективы.