Дальний бомбардировщик ДБ-2 (АНТ-37).

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1935 г.0.ДБ-2

В истории авиации найдется немало примеров, когда на этапе проектирования и испытаний фаворит заказчика, построенный на основе технических требований, опыта и отработанных конструкций, проигрывает темной лошадке, созданной на грани везения, технического риска и иногда не по тем требованиям, которые были заложены в ТЗ.
В Германии это были He-112A и Bf-109B, в нашей же стране — дальние бомбардировщики ДБ-2 и ДБ-3. Если ДБ-3, ставшего впеследствии Ил-4 ждали тысячные серии, война и слава, то о ДБ-2 помимо историков авиации мало кому известно.

В начале тридцатых годов командование ВВС Франции и Великобритании поставили перед своей авиационной промышленностью задачу создания бомбардировочного самолета промежуточного класса, который должен был выполнять роль «длинной руки», нанося точечные бомбовые удары по целям, находящимся на большом удалении от своих баз. В отличие от тяжелых бомбардировщиков, состоявших на вооружении в начале 30-х годов, подобные боевые машины должны были иметь значительно меньшую полетную массу,нести меньшую бомбовую нагрузку и иметь в несколько раз больший радиус действия.

Еще в начале проектирования АНТ-25 (РД) предусматривалось создание его военного варианта для ВВС в качестве дальнего бомбардировщика и дальнего разведчика. Согласно ТТТ ВВС дальний бомбардировщик должен был иметь с бомбовой нагрузкой 1000 кг радиус 2000 км при крейсерской скорости 200 км/ч. Приоритет отдавался дальности полета, затем шла бомбовая нагрузка и наконец скорость. К августу 1933 г КБ подготовило проект и построило макет дальнего бомбардировщика, получившего внутреннее обозначение АНТ-36 и официальное — ДБ-1. Проект и макет были приняты заказчиком и сразу же было решено запустить самолет ДБ-1 в серию на заводе № 18, построив первую партию машин в количестве 24 самолетов. Общий выпуск намечался в 50 машин.

Но в 1934 году ВВС РККА начали менять свои взгляды на самолеты класса — дальний бомбардировщик. Были составлены технические требования, в соответствии с которыми новый бомбардировщик должен был нести 1000 кг бомб на дальность не менее 3000 км и на расчетной высоте обладать максимальной скоростью полета не менее 350 км/ч.

На основании новых требований осенью 1934 года КБ А.Н.Туполева было выдано задание на постройку дальнего бомбардировщика, получившего по КБ обозначение АНТ-37, официальное — ДБ-2. Срок передачи опытного самолета на испытания был намечен на лето 1935 года. Как и в случае с ДБ-1 новым проектом в КБ занималась бригада П.О.Сухого.

За основу проекта самолета была взята аэродинамическая схема АНТ-25 с крылом большого удлинения (11,3) и с относительно небольшой удельной нагрузкой на его площадь. При постройке самолета решено было использовать отдельные части и агрегаты АНТ-36. АНТ-37, в отличие от АНТ-25, проектировался по схеме двухмоторного моноплана под два двигателя Gnome-Rhone «Mistral Major» К-14 с номинальной мощностью 800 л.с. (в отечественной постройке М-85). Нормальная бомбовая нагрузка при внутренней подвеске равнялась 1050 кг и могла быть увеличена до 2050 кг при использовании наружных бомбодержателей. Оборонительное вооружение должно было состоять из трех скорострельных пулеметов ШКАС. Расчетная дальность полета АНТ-37 составляла около 5000 км при скорости полета 250 км/ч.

В январе 1935 года был утвержден макет, а 15 июня заканчивается постройка первого самолета. Изготовление первого экземпляра АНТ-37 велось в цехах нового завода опытных конструкций (ЗОК) ЦАГИ, построенного на участке между улицей Радио и рекой Яуза, и введенного в строй в 1932 году. В 1936 году этот завод получил наименование авиазавода № 156.
16 июня самолет был вывезен на аэродром и начались заводские испытания, которые проводили летчик-испытатель К.К.Попов и ведущий инженер М.М.Егоров. 15 июля заводские испытания заканчиваются и опытный самолет передается на государственные испытания. 20 июля АНТ-37 потерпел катастрофу: Попов и Егоров спаслись, погиб бортэлектрик Титов. Причиной катастрофы стали вибрации хвостового оперения, в результате отвалилась хвостовая часть фюзеляжа по сидение второго летчика. Эта катастрофа послужила основанием для дальнейших исследовательских работ по флаттеру и бафтингу.

В июле-августе 1935 года началась постройка второго экземпляра самолета -«дублера». В самолете-дублере ДБ-2, в отличие от первой машины выполнили силовые зализы крыла и усилили фюзеляж. 18 февраля 1936 года «дублер» был построен и 25 февраля совершил первый полет. После окончания заводских испытаний, 20 августа 1936 года «дублер» с бомбовой нагрузкой 1000 кг под управлением летчика М.Ю.Алексеева совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва — Омск — Москва, пролетев 4955 км за 23 ч. 20 мин. со средней скоростью 213 км/ч.

Учитывая огромное влияние Туполева в ГУАПе, можно было не сомневаться в скором запуске его детища в серийное производство, тем более, что соответствующее решение было вскоре принято и завод № 39 начал готовить оснастку для его производства. Уже в 1936 году предприятие должно было выпустить головной серийный ДБ-2. Следом к программе должны были подключиться завод № 18 в Воронеже (общий объем серии 30 машин), на котором при активной помощи КБ началась постройка двух головных экземпляров ДБ-2. Также к серийному производству планировалось подключить завод № 126 в Комсомольске-на-Амуре. В дальнейшем, при возможном развертывании серии, АНТ-37 предполагалось строить в гражданский варианте.

Второй опытный самолет ДБ-2бис впервые взлетел 25 февраля 1936 года. Испытания показали, что его скорость ниже требований технического задания, но дальность существенно превысила эти требования. 19 февраля 1937 года «дублер» передали в НИИ ВВС на государственные испытания. В ходе испытательных полетов на сравнительно небольших скоростях 140-150 км/ч была обнаружена вибрация хвостового оперения, в результате командование ВВС сняло самолет с испытаний. Дальнейшие работы по самолету в варианте бомбардировщика были прекращены. Еще одним обстоятельством прекращения работ по ДБ-2 стали успехи самолета Ильюшина (ДБ-3), который продолжал летать, демонстрируя существенный перевес в крейсерской скорости, скороподъемности и маневренности по сравнению с ДБ-2 и ставя последнего в разряд неперспективных.

Однако на заводе № 18 оставался незаконченный экземпляр ДБ-2. Поскольку ДБ-2 обладал хорошей дальностью полета, то в соответствии с заданием Правительства была произведена переделка ДБ-2 под рекордный самолет с дальностью полета 7000-8000 км. Переделка производилась в Москве на заводе № 156.

При переделке головного ДБ-2 в рекордный, получившего в КБ обозначение АНТ-37бис (ДБ-2Б) или «Родина», планер был оставлен почти без изменений, но установлены были более мощные двигатели М-86 в 950 л.с. у земли и 800 л.с. на высоте 4200 м, винты ВИШ — трехлопастные. С самолета было снято вооружение, увеличен объем баков и произведено переоборудование носовой части фюзеляжа применительно к рекордному полету. Все работы были произведены бригадой П.О.Сухого — фактического автора этого самолета. Строился и четвертый экземпляр — копия «Родины» с крылом-баком для полетов на дальность 12000 км, но, к сожалению, он закончен не был.

Конструкция, и оборудование самолета «Родина» были более совершенными, чем в предыдущих военных и рекордных самолетах. Крыло и оперение имели гладкую обшивку, баки были вставные. Лонжероны крыла — форменные из металлических труб. Стабилизатор был расчален лентами к фюзеляжу и воздушному килю. Шасси — убираемое назад в мотогондолы. Управление подъемом и выпуском шасси — электрическое «кнопочное», что было для СССР впервые.

В дальнейшем самолет после ремонта эксплуатировался сначала в Аэрофлоте, а затем до 1943 года в системе НКАП.

ЛТХ:

Модификация: АНТ-37 (ДБ-2) / АНТ-37бис «Родина»
Размах крыла, м: 31,00 / 31,00
Длина, м: 15,00 / 15,00
Высота, м: 5,20 / 5,20
Площадь крыла, м2: 85,00 / 85,00
Масса, кг
-пустого самолета: 5800 / 5855
-взлетная: 9456 / 12500
Силовая установка:
-тип двигателя: 2 х ПД М-85 / 2 х ПД М-86
-мощность, л.с.: 2 х 800 / 2 х 950
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 342 / 340
-у земли: 301 / 300
Практическая дальность, км: 5000 / 7300
Практический потолок, м: 7400 / 8000
Экипаж, чел: 3 / 3
Вооружение,
-стрелковое: 3 х 7,62 ШКАС / отсутствует
-бомбовое, кг: 1000 / отсутствует

1.Первый экземпляр ДБ-2.

Первый экземпляр дальнего бомбардировщика ДБ-2.

2.Второй экз. ДБ-2 в сборочном цехе.

Второй опытный ДБ-2 в сборочном цехе.

3.Второй экз. ДБ-2.

Второй экземпляр дальнего бомбардировщика ДБ-2.

4.Второй экз. ДБ-2 на госиспытаниях в НИИ ВВС.

Второй опытный ДБ-2 на госиспытаниях в НИИ ВВС.

5.Второй экз. ДБ-2 на госиспытаниях в НИИ ВВС.

Второй опытный ДБ-2 на госиспытаниях в НИИ ВВС.

6.Второй экз. ДБ-2. Вид спереди.

Второй опытный ДБ-2. Вид спереди.

7.Второй экз. ДБ-2. Вид сзади.

Второй опытный ДБ-2. Вид сзади.

8.Третий экз. ДБ-2.

Третий опытный ДБ-2.

9.Третий экз. ДБ-2

Третий опытный ДБ-2.

10.Кабина пилота ДБ-2.

Кабина пилота ДБ-2.

11.Второй экз. ДБ-2. Рисунок.

Второй опытный ДБ-2. Рисунок.

12.Компоновочная схема ДБ-2

Компоновочная схема ДБ-2.

13.АНТ-37. Схема 1.

АНТ-37. Схема 1.

14.ДБ-2. Схема 2

АНТ-37. Схема 2.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Туполев ДБ-2 (АНТ-37)».