Пикирующий бомбардировщик Пе-2Б.

Разработчик: ОКБ Мясищева
Страна: СССР
Первый полет: 1943 г.

Пе-2Б с моторами М-105ПФ создавался по типу Пе-2А с добавлением новых коков винтов, обеспечивающих лучшее сопряжение с мотогондолами, иной капотировкой моторов, аэродинамическими улучшениями по предложениям ЦАГИ. В частности, предусматривалась установка маслорадиаторов и всасывающих патрубков в передней кромке крыла. Переднюю часть крыла также предполагалось изменить: от передней кромки до первого лонжерона консолей профиль должен был соответствовать типу NACA-230. По расчетам максимальная скорость полета при нормальном полетном весе 7900 кг должна была составить 560 км/ч, дальность полета возрасти до 1200 км за счет введения дополнительных бензобаков. Вооружение не изменялось. Для постройки этого варианта был выделен самолет № 19/223.

С течением времени перечень изменений, предусмотренных для Пе-2Б, также несколько пересматривался, но значение этого самолета, как наиболее реального претендента на роль эталона 1944 года, возрастало. Постройка его, однако, затянулась и самолет был готов к полетам только в декабре 1943 года. От переноса маслорадиатора в крыло пришлось отказаться (в опытном цехе завода катастрофически не хватало рабочих, все силы были брошены на выпуск серийных «пешек»), остался неизменным и профиль крыла серийного Пе-2. Всасывающий патрубок нагнетателя смонтировали в одном тоннеле с маслорадиатором — в «бороде» под редуктором мотора. На этом самолете были реализованы почти все предложения ЦАГИ, опробованные при переделке серийной машины № 19/205. В отличие от самолета, модифицированного институтом, Пе-2Б был лишен «излишеств» (например, быстро разрушающейся шпатлевки, нанесенной на тонкую металлическую обшивку), но зато оборудовался новой кабиной пилота-штурмана с увеличенным фонарем и стрелковой установкой «ФЗ». Зима 1943-1944 годов выдалась в Казани исключительно суровой, со снежными заносами, метелями и температурой воздуха до -35°С. В этих условиях аэродром завода «захлебнулся» и не смог пропустить через себя массу серийных самолетов (в месяц завод № 22 выпускал 200-240 машин, т.е. 10-12 серий). На летном поле скопилось большое количество «нормальных» «пешек», испытания Пе-2Б также срывались. Во время небольшого перерыва в снегопадах удалось спешно подготовить аэродром к полетам, но … неожиданно наступила оттепель. В конце января аэродром раскис — летать снова было нельзя. Так продолжалось до конца февраля.

Первые испытательные полеты Пе-2Б принесли разочарование — максимальная скорость составила всего 524 км/ч вместо запланированных 560 км/ч. Началось скрупулезное исследование влияния различных факторов на скорость полета: положение створок масляных и водорадиаторов, формы тоннелей, всех выступающих деталей. Постепенное введение улучшений дало прибавку скорости 10 км/ч. Вскоре после передачи Пе-2Б на государственные испытания выяснилось, что моторамы силовых установок имеют трещины (один из конструктивно-технологических дефектов Пе-2, оставшийся не устраненным до окончания производства). Самолет вернули на завод для усиления моторам. Снова в НИИ ВВС он попал только в мае-июне 1944 года, когда Пе-2И уже летал. И хотя по результатам госиспытаний Пе-2Б был рекомендован в серию, но НКАП отклонил это предложение, делая ставку на «суперпешку» — Пе-2И.

ЛТХ:

Модификация: Пе-2Б
Размах крыла, м: 17,13
Длина, м: 12,66
Высота, м: 3,42
Площадь крыла, м2: 40,50
Масса, кг
-пустого самолета: 6210
-нормальная взлетная: 8580
Тип двигателя: 2 х ПД М-105ПФ
-мощность, л.с.: 2 х 1210
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 472
-на высоте: 534
Практическая дальность, км: 1200
Практический потолок, м: 7500
Экипаж: 3
Вооружение: 3 х 12,7-мм пулемета УБ и 1 х 7,62-мм пулемет ШКАС
Бомбовая нагрузка — нормальная — 600 кг.

 

Опытный Пе-2Б № 19-223.

2.Пе-2Б № 19-223.

Опытный Пе-2Б № 19-223.

3.Грибки вместо жалюзи на выходе из туннелей водяных радиаторов на Пе-2Б.

Грибки вместо жалюзи на выходе из туннелей водяных радиаторов на Пе-2Б.

Пе-2Б. Рисунок.

Пе-2Б. Рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Николай Якубович.. Мясищев. Неудобный гений. Забытые победы советской авиации. Потомки легендарной «Пешки».
Александр Медведь, Дмитрий Хазанов. Пикирующий бомбардировщик Пе-2.
Владимир Котельников, Олег Лейко. Пикирующий бомбардировщик Пе-2.
Владимир Котельников. Эволюция Пе-2.