Проект бомбардировщика Ил-38 (первый с этим обозначением).

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Проект 1948-1950 гг.

В начале 1948 года ОКБ Ильюшина получило задание спроектировать и построить экспериментальный бомбардировщик Ил-38 с двумя турбореактивными двигателями ТР-3 имеющими взлётную тягу 4600 кг. Дальность полёта с нагрузкой 2000 кг должна была составить 2500 км, максимальная скорость — 1000 км/ч. На самолёте должно было устанавливаться оборонительное вооружение: впереди — одна пушка калибра 23-мм, назад — двухпушечная установка. Срок передачи машины на государственные испытания устанавливался на лето 1949 года.

При разработке проекта реактивного бомбардировщика Ил-38, был учтен опыт создания Ил-30 и эксплуатации Ил-28. Новый бомбардировщик сохранял бомбовую нагрузку и внешние формы Ил-30, но отличался меньшими размерами и меньшим весом, составом оборонительного вооружения и применением нормальной трехопорной схемы шасси.

По настоянию С.В.Ильюшина, Ил-38 выполнялся трехместным. Оборонительное вооружение было таким же, как на Ил-28: две пушки НР-23 защищали переднюю полусферу, а кормовая установка Ил-К6 с двумя НР-23 прикрывала заднюю полусферу. Главных опор шасси было четыре — под каждой из мотогондол по две опоры. Они имели по одному колесу и убирались одна вперед, другая — назад. При этом колеса поворачивались на 90° и укладывались плашмя в нижнюю часть мотогондолы.

Проект бомбардировщика получил положительную оценку заказчика, который, однако, посчитал необходимым улучшить взлетно-посадочные данные самолета за счет установки более мощных двигателей. Постановлением правительства от 10 июля 1950 года, проект самолета Ил-38 был переработан под установку двигателей TP-3А (АЛ-5) с взлетной тягой по 5000 кгс, новому проекту присвоили обозначение Ил-42.

Ил-38 (первый). Схема.

Ил-38 (первый). Схема.

.

.

Список источников:
Ю.А.Егоров. Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина.
Журнал «Авиация и Космонавтика» 2014-07. Е.Черников. Бомбардировщики ОКБ С.В.Ильюшина.