Скоростной бомбардировщик «С» (Спарка).

Разработчик: ОКБ Болховитинова
Страна: СССР
Первый полет: 1939 г.0.

«С»(Спарка) — скоростной ближний бомбардировщик, двухместный, низкоплан с оригинальной установкой двух двигателей М-103 по 960 л.с., в тандем с механической передачей от обоих на соосные винты («Спарка») . Такая установка была принята с целью уменьшить лоб самолета, устранив вредное сопротивление двигателей, заключив их оба в фюзеляж, с тем, чтобы получить рекордную скорость. Спарка была сконструирована и отработана на стенде специально для этого самолета, но пригодна и для других схем.

Двигатели были установлены на общих подмоторных брусьях в тандем, носками в разные стороны. Передача была по идее и конструктивно очень проста, но тяжела — более 150 кг из-за вала с его креплениями и демпфирующими устройствами.

Проектирование самолета было начато с разработки спарки в 1936 году. Опробование спарки на стенде дало обнадеживающие результаты. В 1937 году разрабатывался проект самолета, в июле 1938 года началась его постройка, законченная зимой. Летом 1939 года были начаты испытательные полеты (летчик-испытатель Б.Н.Кудрин).

Конструкция самолета цельнометаллическая, в крыле и фюзеляже — панельная. Двухлонжеронное крыло размахом 11,38 м и площадью 22,9 м2 состояло из верхней и нижней панелей обшивки между лонжеронами, разрезанными по их нейтральной оси, носка и хвостовой части. Фюзеляж собирался из четырех панелей — двух боковых, нижней и верхней,- которые стыковались на четырех лонжеронах-угольниках. Конструкция была оригинальной, технологичной, прогрессивной. Через десяток лет она была применена в самолете Ил-28.

В крыле были закрылки Фаулера, без которых посадка была трудна, так как удельная нагрузка на крыло 247 кг/м2 была рекордной. В систему дифференциального управления рулями высоты было введено переменно-передаточное устройство для ограничения усилия на ручке. Широко применены электросистемы.

Во всех полетах было заметно, что самолет медленно разбегается, после отрыва медленно разгоняется и набирает высоту. При увеличении скорости до 300 км/ч (вертикальная скорость Vу = 8 м/с) сказывалась чрезмерная нагрузка на крыло, а также, видимо, то, что в передаче от заднего двигателя были чувствительные потери мощности, а соотношение скоростей вращения соосных винтов подобралось не наилучшее. Самолет был передан на госиспытания в 1940 году. Летали Б.Н.Кудрин и А.И.Кабанов. Были получены следующие данные: скорость на высоте 4,6 км составила 570 км/ч, разбег при уменьшенной на испытаниях до 5150 кг массе — 863 м (при нормальной массе 5652 кг он был бы 1045 м). Дальность полета по расчетам 700 км. Признано было, что самолет испытаний не выдержал из-за неудовлетворительных взлетно-посадочных свойств. В то же время отмечалось, что на самолете «С», по сути экспериментальном, впервые в СССР решалась задача увеличения мощности ВМГ без увеличения лобового сопротивления и эта задача конструктором практически решена.

Выяснилось, что профиль крыла был выбран не очень удачный. Решено было его изменить на готовом самолете. З.И.Ицкович, тогда (в 1940-1941 гг.) работавший у Болховитинова, выполнил это, «переклеив» профиль. На поверхность цельнометаллического крыла были приклепаны потайными заклепками деревянные рейки и фанерные полозки, а на них наклеена вторая — фанерная — обшивка по верхней стороне крыла. Профиль стал лучше, самолет — также. Но это не помогло, поскольку самолет был выпущен в 1941 году, перед самой войной, когда на том же заводе уже шел массовый выпуск самолета Пе-2.

С целью проверки управляемости, устойчивости самолета и работы механизмов предварительно были проведены полеты на самолете варианта «С» со снятым задним двигателем, с неубирающимся лыжным шасси при взлетной массе 4000 кг.

Можно еще добавить, что вооружение самолета было слабым — всего один пулемет ШКАС в крайней задней точке фюзеляжа, потом замененный двумя пулеметами УБТ с дистанционным управлением от стрелка-наблюдателя, с оригинальным механическим приводом, очень удобным. В фюзеляже — 400 кг разных бомб. Пулемета впереди не было.

ЛТХ:

Модификация: Спарка
Размах крыла, м: 11,40
Длина, м: 13,20
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 22,90
Масса, кг
-пустого самолета: 3400
-нормальная взлетная: 5150
Тип двигателя: 2 х ПД М-103
-мощность, л.с.: 2 х 960
Максимальная скорость, км/ч: 570
Практическая дальность, км: 700
Практический потолок, м: 9000
Экипаж: 2
Вооружение: 2 х 12,7-мм пулемета УБТ
Бомбовая загрузка, кг: 400.

Скоростной бомбардировщик «С» (Спарка).

Скоростной бомбардировщик «С» (Спарка).

skorostnoj-bombardirovshhik-s-sparka

Скоростной бомбардировщик «С» (Спарка).

4.С (Спарка). 1

Скоростной бомбардировщик «С» (Спарка).

Скоростной бомбардировщик «С» (Спарка).

6.С (Спарка). 3

Скоростной бомбардировщик «С» (Спарка).

7.С (Спарка) на лыжном шасси.

«С» (Спарка) на лыжном шасси.

8.С (Спарка) на лыжном шасси..

«С» (Спарка) на лыжном шасси.

9.С (Спарка) на лыжном шасси.

«С» (Спарка) на лыжном шасси.

10.С (Спарка) на лыжном шасси. Вид спереди.

«С» (Спарка) на лыжном шасси. Вид спереди.

11.С (Спарка) на лыжном шасси. Вид сзади.

«С» (Спарка) на лыжном шасси. Вид сзади.

sparka-dvigatelej-m-103-1

Спарка двигателей М-103 на самолете «С».

13.Спарка двигателей М-103. 2

Спарка двигателей М-103 на самолете «С».

vid-na-kabinu-samoleta-s-sparka

Вид на кабину самолета «С» (Спарка).

pulemet-shkas-v-zadnej-kabine-samoleta-s-sparka

Пулемет ШКАС в задней кабине самолета «С» (Спарка).

zakrylki-faulera-v-kryle-s-sparka

Закрылки Фаулера в крыле «С» (Спарка).

Закрылки Фаулера — (по имени английского изобретателя X.Фаулера (H.Fowler) — один из видов выдвижных щелевых закрылков, характеризующийся меньшей толщиной профиля закрылка и максимальным выдвижением по хорде к задней кромке крыла. У неотклонённого закрылка Фаулера щель отсутствует, для отклонённого положения щель профилируется таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия работы закрылка при взлёте (малые углы отклонения) и посадке (большие).

hvostovoe-operenie-samoleta-s-sparka

Хвостовое оперение самолета «С» (Спарка).

18.Приборная панель пилота самолета С (Спарка).

Приборная панель пилота самолета «С» (Спарка).

18а.Самолет С (Спарка) в полете. Рисунок.

«С» (Спарка) в полете. Рисунок.

19.Спарка двигателей М-103. Схема.

Спарка двигателей М-103. Схема.

s-sparka-shema-1

«С» (Спарка). Схема.

«С» (Спарка). Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.