Скоростной бомбардировщик С (Спарка).

Разработчик: ОКБ Болховитинова
Страна: СССР
Первый полет: 1939 г.0.

С (Спарка) — скоростной ближний бомбардировщик, двухместный, низкоплан с оригинальной установкой двух двигателей М-103 по 960 л.с., в тандем с механической передачей от обоих на соосные винты («Спарка») . Такая установка была принята с целью уменьшить лоб самолета, устранив вредное сопротивление двигателей, заключив их оба в фюзеляж, с тем, чтобы получить рекордную скорость. Спарка была сконструирована и отработана на стенде специально для этого самолета, но пригодна и для других схем.

Двигатели были установлены на общих подмоторных брусьях в тандем, носками в разные стороны. Передача была по идее и конструктивно очень проста, но тяжела — более 150 кг из-за вала с его креплениями и демпфирующими устройствами.

Проектирование самолета было начато с разработки спарки в 1936 году. Опробование спарки на стенде дало обнадеживающие результаты. В 1937 году разрабатывался проект самолета, в июле 1938 года началась его постройка, законченная зимой. Летом 1939 года были начаты испытательные полеты (летчик-испытатель Б.Н.Кудрин).

Конструкция самолета цельнометаллическая, в крыле и фюзеляже — панельная. Двухлонжеронное крыло размахом 11,38 м и площадью 22,9 м2 состояло из верхней и нижней панелей обшивки между лонжеронами, разрезанными по их нейтральной оси, носка и хвостовой части. Фюзеляж собирался из четырех панелей — двух боковых, нижней и верхней,- которые стыковались на четырех лонжеронах-угольниках. Конструкция была оригинальной, технологичной, прогрессивной. Через десяток лет она была применена в самолете Ил-28.

В крыле были закрылки Фаулера, без которых посадка была трудна, так как удельная нагрузка на крыло 247 кг/м2 была рекордной. В систему дифференциального управления рулями высоты было введено переменно-передаточное устройство для ограничения усилия на ручке. Широко применены электросистемы.

Во всех полетах было заметно, что самолет медленно разбегается, после отрыва медленно разгоняется и набирает высоту. При увеличении скорости до 300 км/ч (вертикальная скорость Vу = 8 м/с) сказывалась чрезмерная нагрузка на крыло, а также, видимо, то, что в передаче от заднего двигателя были чувствительные потери мощности, а соотношение скоростей вращения соосных винтов подобралось не наилучшее. Самолет был передан на госиспытания в 1940 году. Летали Б.Н.Кудрин и А.И.Кабанов. Были получены следующие данные: скорость на высоте 4,6 км составила 570 км/ч, разбег при уменьшенной на испытаниях до 5150 кг массе — 863 м (при нормальной массе 5652 кг он был бы 1045 м). Дальность полета по расчетам 700 км. Признано было, что самолет испытаний не выдержал из-за неудовлетворительных взлетно-посадочных свойств. В то же время отмечалось, что на самолете «С», по сути экспериментальном, впервые в СССР решалась задача увеличения мощности ВМГ без увеличения лобового сопротивления и эта задача конструктором практически решена.

Выяснилось, что профиль крыла был выбран не очень удачный. Решено было его изменить на готовом самолете. З.И.Ицкович, тогда (в 1940-1941 гг.) работавший у Болховитинова, выполнил это, «переклеив» профиль. На поверхность цельнометаллического крыла были приклепаны потайными заклепками деревянные рейки и фанерные полозки, а на них наклеена вторая — фанерная — обшивка по верхней стороне крыла. Профиль стал лучше, самолет — также. Но это не помогло, поскольку самолет был выпущен в 1941 году, перед самой войной, когда на том же заводе уже шел массовый выпуск самолета Пе-2.

С целью проверки управляемости, устойчивости самолета и работы механизмов предварительно были проведены полеты на самолете варианта «С» со снятым задним двигателем, с неубирающимся лыжным шасси при взлетной массе 4000 кг.

Можно еще добавить, что вооружение самолета было слабым — всего один пулемет ШКАС в крайней задней точке фюзеляжа, потом замененный двумя пулеметами УБТ с дистанционным управлением от стрелка-наблюдателя, с оригинальным механическим приводом, очень удобным. В фюзеляже — 400 кг разных бомб. Пулемета впереди не было.

ЛТХ:

Модификация: Спарка
Размах крыла, м: 11,40
Длина, м: 13,20
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 22,90
Масса, кг
-пустого самолета: 3400
-нормальная взлетная: 5150
Тип двигателя: 2 х ПД М-103
-мощность, л.с.: 2 х 960
Максимальная скорость, км/ч: 570
Практическая дальность, км: 700
Практический потолок, м: 9000
Экипаж: 2
Вооружение: 2 х 12,7-мм пулемета УБТ
Бомбовая загрузка, кг: 400.

1.Скоростной бомбардировщик С (Спарка).

Скоростной бомбардировщик С (Спарка).

Скоростной бомбардировщик С (Спарка).

skorostnoj-bombardirovshhik-s-sparka

Скоростной бомбардировщик С (Спарка).

4.С (Спарка). 1

Скоростной бомбардировщик С (Спарка).

Скоростной бомбардировщик С (Спарка).

6.С (Спарка). 3

Скоростной бомбардировщик С (Спарка).

7.С (Спарка) на лыжном шасси.

С (Спарка) на лыжном шасси.

8.С (Спарка) на лыжном шасси..

С (Спарка) на лыжном шасси.

9.С (Спарка) на лыжном шасси.

С (Спарка) на лыжном шасси.

10.С (Спарка) на лыжном шасси. Вид спереди.

С (Спарка) на лыжном шасси. Вид спереди.

11.С (Спарка) на лыжном шасси. Вид сзади.

С (Спарка) на лыжном шасси. Вид сзади.

sparka-dvigatelej-m-103-1

Спарка двигателей М-103 на самолете С.

13.Спарка двигателей М-103. 2

Спарка двигателей М-103 на самолете С.

vid-na-kabinu-samoleta-s-sparka

Вид на кабину самолета С (Спарка).

pulemet-shkas-v-zadnej-kabine-samoleta-s-sparka

Пулемет ШКАС в задней кабине самолета С (Спарка).

zakrylki-faulera-v-kryle-s-sparka

Закрылки Фаулера в крыле С (Спарка).

Закрылки Фаулера — (по имени английского изобретателя X.Фаулера (H.Fowler) — один из видов выдвижных щелевых закрылков, характеризующийся меньшей толщиной профиля закрылка и максимальным выдвижением по хорде к задней кромке крыла. У неотклонённого закрылка Фаулера щель отсутствует, для отклонённого положения щель профилируется таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия работы закрылка при взлёте (малые углы отклонения) и посадке (большие).

hvostovoe-operenie-samoleta-s-sparka

Хвостовое оперение самолета С (Спарка).

18.Приборная панель пилота самолета С (Спарка).

Приборная панель пилота самолета С (Спарка).

18а.Самолет С (Спарка) в полете. Рисунок.

С (Спарка) в полете. Рисунок.

19.Спарка двигателей М-103. Схема.

Спарка двигателей М-103. Схема.

s-sparka-shema-1

С (Спарка). Схема 1.

20.С (Спарка). Схема.

С (Спарка). Схема 2.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.