Транспортный самолет Г-1.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1933 г.

Первый ТБ-1 в гражданскую авиацию поступил в 1933 году. Эту машину передали НИИ ГВФ для изучения возможности ее использования для перевозки пассажиров и грузов. Годом позже, в феврале 1934 года, гражданские летчики сели за штурвалы бомбардировщиков при чрезвычайных обстоятельствах. Для операции по спасению людей, высадившихся на льдину после гибели парохода «Челюскин», собрали около двух десятков разных самолетов. Из состава ВВС МСДВ выделили два ТБ-1 без вооружения. Но экипажи для них взяли из ГВФ, с опытом полетов на севере. Первым к лагерю челюскинцев 5 марта пробился на ТБ-1 А.В.Ляпидевский. Он привез свежее мясо, инструмент и аккумуляторы для радиостанции, а обратным рейсом вывез в Уэлен всех женщин и детей — 12 человек. Но дальше пошла полоса невезения: мешала непогода, поломки, а кончилось все вынужденной посадкой с вышедшим из строя двигателем. Тем не менее, Ляпидевский стал первым Героем Советского Союза.

С 1935 года устаревшие бомбардировщики под маркой Г-1 начали передавать авиации ГУСМП, а затем и ГВФ. Все вооружение снималось, проемы турелей обычно зашивались листом. Часто ликвидировали и все остекление штурманской кабины. Над местами пилотов монтировали крышу и делали боковые окна. Переделку вел завод № 89, а позднее и завод им. Побежимова в Красноярске.

Такие самолеты обычно использовались как грузовые, но иногда на них перевозили и пассажиров. Большая их часть эксплуатировалась на окраинах страны: в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Например, они обслуживали трассу Иркутск — Чита, летали вдоль Енисея и Лены. Металлический планер демонстрировал отличную живучесть в условиях безангарного хранения под дождем и снегом. Летали на колесах, лыжах и поплавках. Поплавковый вариант именовался Г-1А.

Широкого распространения Г-1, однако, не получили. Их количество измерялось десятками. ГУСМП в июле 1938 г. располагало 12 такими машинами, парк ГВФ к 1 марта 1940 г. дошел до 15. Единичные самолеты достались другим ведомствам. Потери от аварий и износа восполнялись передачей техники из ВВС. Так, в октябре 1940 г. Комитет обороны распорядился о выделении гражданским летчикам еще 14 ТБ-1.

Несмотря на малочисленность, эти прочные и надежные самолеты сыграли значительную роль в освоении малообжитых районов. В феврале-июне 1937 года Ф.Б.Фарих на самолете с номером Н-120 пролетел из Москвы до Уэлена через Сибирь и вернулся обратно вдоль побережья Северного Ледовитого океана, преодолев 23000 км. В марте-мае Г-1 Управления полярной авиации (УПА) приняли участие в спасении людей с каравана судов, затертых льдом в море Лаптевых.

В период войны с Финляндией зимой 1939-1940 года несколько Г-1 вошли в состав Северо-западной особой авиагруппы ГВФ, обслуживавшей действующую армию. Они перевозили продукты, боеприпасы и эвакуировали раненых.

Г-1 успешно эксплуатировались гражданскими летчиками вплоть до начала Великой Отечественной войны.

К началу войны у ВВС ТБ-1 почти не осталось. Шестью самолетами располагал Тихоокеанский флот. Все они использовались для грузовых перевозок в тылу. В ГВФ имелось 23 Г-1, из них 11 исправных. Состав пополнился за счет передачи из УПА машин Ленской авиагруппы, в числе которых были 8 Г-1. У полярников при этом оставалось около 15 машин. Четыре Г-1 числились за НКОП, один — за Управлением топографо-геодезической службы.

Сразу после нападения Германии началось формирование особых авиагрупп и отрядов, придававшихся фронтам и флотам. В них стали включать и Г-1. Действуя у линии фронта, они попадали под зенитный огонь и атаки немецких истребителей. Но из-за большого износа на передовую таких машин отправили немного. В 1941-1942 годах в особых группах их насчитывалось всего 4-6. За линию фронта Г-1 не посылали, старались использовать в тылу. Поэтому потери были небольшими: до конца 1941 года лишились всего четырех Г-1, а еще один потеряли в феврале 1942 года. Г-1, использовавшиеся на фронте, вооружались. Первую машину оснастили пулеметами во Внукове в августе 1941 года.

Старые гофрированные самолеты встречались на передовой до конца 1944 года. Правда, их осталось только два: один из них принадлежал 5-му отрап, действовавшему в Карелии. Летом 1944 года он подвозил боеприпасы наступавшим советским войскам.

В тылу Г-1 тоже сохранилось мало. В октябре 1942 года ГВФ располагал в общей сложности 15 машинами этого типа, а в сентябре 1943 года — только шестью. Самолеты списывали не столько из-за аварий, сколько из-за износа. С середины 1945 года их уже перестали учитывать отдельной графой. К началу 1946 года в ГВФ ни одного Г-1 не осталось. Три транспортных ТБ-1 в начале 1945 года еще числились на Тихоокеанском флоте, но либо летали мало, либо не могли подняться в воздух совсем.

Полярники же использовали их всю войну. Самолеты Московской и Игарской групп, Беломорского отряда активно участвовали в операциях флота. Они вели ледовую разведку и даже осуществляли поиск подводных лодок. В 1942 году УПА получило шесть машин из ГВФ. В 1944 году в Полярной авиации имелось еще больше десятка Г-1. Они некоторое время летали и после войны, причем были исправны. Списывали их больше из-за аварий и катастроф. Так, 27 марта 1946 года пилот Иванов на подходе к Дудинке попал в снежный заряд и потеряв ориентацию, зацепил землю. Весь экипаж погиб. Последний Г-1 полярники списали в 1947 году.

Из ведомственной авиации эти машины исчезли немного раньше. 13 января 1946 года при посадке в Воронеже разбился самолет Московского отряда Минрыбпрома. Отлетавший 15 лет ветеран был ни при чем — при ремонте перепутали тросы управления!

Л

ТХ:

Модификация: Г-1
Размах крыла, м: 28,70
Длина, м: 18,90
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 120,00
Масса, кг
-пустого самолета: 4500
-максимальная взлетная: 7500
Тип двигателя: 2 х ПД М-17
-мощность, л.с.: 2 х 680
Максимальная скорость, км/ч: 201
Крейсерская скорость, км/ч: 180
Практическая дальность, км: 950
Скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 3500
Экипаж: 4.

Транспортный самолет Г-1 Полярной авиации в музее ГВФ г. Ульяновск.

Транспортный самолет Г-1 Полярной авиации в музее ГВФ г. Ульяновск.

Транспортный самолет Г-1 Полярной авиации в музее ГВФ г. Ульяновск.

Транспортный самолет Г-1 Полярной авиации в музее ГВФ г. Ульяновск.

Транспортный самолет Г-1 «Авиаарктика».

Подготовка к запуску двигателей на Г-1 борт № Н-121 Полярной авиации. 1936 г.

Транспортный самолет Г-1 «Авиаарктика».

5.Г-1 взлетает.

Транспортный самолет Г-1 на взлете.

5а.Г-1 взлетает. 1

Транспортный самолет Г-1 на взлете.

6.АННОТАЦИЯ 2.

Транспортный самолет Г-1 в поселке Маточкин шар. Заполярье.

6а.АННОТАЦИЯ 3.

Транспортный самолет Г-1 в Заполярье.

6б.АННОТАЦИЯ 5.

Транспортный самолет Г-1 на полярном аэродроме.

6в.АННОТАЦИЯ 4.

Транспортный самолет Г-1 с вымпелами ГУСМП на стоянке.

6г.АННОТАЦИЯ 6

Заправка топливом самолет Г-1. Анадырь 1937 г.

6д.АННОТАЦИЯ 7

Транспортный самолет Г-1 Полярной авиации. Ухта, зима 1941 г.

Четыре самолета Г-1 Полярной авиации на речном ледовом аэродроме.

Проекции Г-1. Рисунок.

8.Г-1. Рисунок.

Г-1. Рисунок.

9.Г-1. Рисунок.

Г-1 Полярной авиации. Рисунок.

10.Г-1А. Рисунок.

Г-1А Полярной авиации. Рисунок.

11.Военно-транспортный Г-1. Рисунок.

Военно-транспортный Г-1. Рисунок.

12.Г-1. Схема.

Г-1. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Авиаколлекция. В.Ригмант, В.Котельников. Тяжелый бомбардировщик ТБ-1.
Максимилиан Саукке. Самолеты Туполева. АНТ-1 — АНТ-15.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.