Фабио Брунович ФарихФабио Брунович Фарих (1896-1985).

Полярный лётчик, участник арктических и высокоширотных экспедиций.

Фабио Брунович Фарих родился в Петербурге 26 мая 1896 года. Его отец Бруно Васильевич Фарих происходил из прибалтийских немцев, мать Жанетта Ивановна Фарих (урожденная Гарднер) была родом из Англии. Бруно Васильевич служил в Санкт-Петербургском филиале Страхового общества «Нью-Йорк», затем был переведен в Московское отделение компании. В Санкт-Петербурге семья Фарихов увлекалась велосипедным спортом. Переехав в Москву, Бруно Васильевич приобрел автомобиль, стал страстным автомобилистом и принимал участие в первых российских автогонках. Жанетта Ивановна также водила автомобиль и нередко участвовала в гонках вместе с мужем.
Интерес к технике передался и детям. Старший сын Фарихов, Бруно Брунович, прошел курс обучения в Императорском инженерном училище, младший Фабио, окончив в 1916 году Михайловское реальное училище, поступил на курсы шоферов и получил водительские права.

В 1918 году Фабио Фарих добровольцем ушел в Красную Армию, три года воевал на фронтах гражданской войны, демобилизован в конце 1921 года.
В 1923 году Фабио Брунович поступил механиком в Гражданский воздушный флот и в течение пяти лет работал на среднеазиатских воздушных линиях.
В 1928 году, окончив Московскую школу бортмехаников, он перевелся на север. В экипаже опытного полярного пилота Маврикия Слепнева,Фарих осваивал первую полярную воздушную линию Иркутск — Якутск.

В конце 1929 года на Чукотке пропали без вести американские летчики Эйельсон и Борланд, и американское правительство обратилось к правительству СССР с просьбой организовать их поиски. Выполнение этого задания было поручено летчику Слепневу и бортмеханику Фариху. Весной 1930 года им удалось обследовать предполагаемое место гибели самолета, найти его обломки и тела пилотов. По просьбе американцев Слепнев и Фарих привезли останки погибших летчиков на Аляску.

В 1930 году Фабио Брунович, окончив Московскую школу Гражданского воздушного флота, получил право водить машину самостоятельно. Зимой 1931 года молодому пилоту было поручено провести изыскания новой воздушной трассы в Заполярье. На самолете У-2 он впервые пролетел от Красноярска до Дудинки, преодолев за 35 летных часов 4392 км. В феврале 1932 года летчик Фарих открыл на самолете К-5 воздушную трассу Москва — Архангельск — Усть-Цильма. Полеты проходили в сложнейших условиях, без карт и навигационного обеспечения.

В 1932 году Фарих получил задание вылететь на остров Вайгач и привезти в Москву начальника экспедиции ОГПУ Федора Эйхманса. В состав экипажа самолета входили бортмеханик Бассейн и радист Ручьев. На другой день после вылета из Москвы самолет был уже в Усть-Цыльме. До Вайгача оставалось всего 800 км, но преодолеть их оказалось чрезвычайно сложно. Густой туман и пурга вынудили пилота совершить посадку в тундре. Лишь спустя девять дней, когда занесенный снегом самолет разыскали спасатели, Фарих с их помощью смог запустить мотор и продолжить путь. Еще одну вынужденную посадку пришлось совершить, прежде чем самолет 2 мая достиг острова Вайгач. На обратном пути 6 мая произошла авария двигателя, Фарих сумел посадить самолет на лед, но при посадке одна из лыж провалилась в промоину. Летчикам пришлось два месяца на небольшом острове ожидать прихода судна. За этот перелет в сложнейших условиях, Указом ЦИК СССР в августе 1934 года Ф.Б.Фарих был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В феврале 1934 года Фарих получил задание совместно с группой других летчиков отправиться на спасение участников экспедиции на пароходе «Челюскин», затонувшем в Чукотском море. Но принять участие в спасательной операции ему не удалось: из-за конфликта с командиром эскадрильи Каманиным Фабио Брунович был отстранен от полетов.

Зиму и лето 1934 года Фарих провел на Чукотке. В это время ему пришлось совершить труднейший в зимних условиях полет — с мыса Шмидта до острова Врангеля. В 1935-1936 годах он продолжил службу в авиации в агитэскадрилье им. Горького. В марте 1936 года Фарих на АНТ-4 «СССР Н-120» совершил перелет Москва — Амдерма — Москва.

В феврале-июне 1937 года Фарих на самолете АНТ-4 «СССР Н-120» совершил трансарктический перелет по маршруту Москва — Уэллен — Москва. На борту самолета, кроме пилота, находилось еще 7 человек: второй пилот Пацынко, штурман Штепенко, бортмеханики Чагин и Демидов, помощник начальника политотдела Главсевморпути Басс, оператор Союзкинохроники Ефимов и корреспондент «Правды» Шаров. Продолжительность полета составила 145 летных часов, за это время был проделан путь в 24 000 километров. Впервые самолет пролетел вдоль трассы Северного морского пути в тяжелых зимних условиях, во время полярной ночи. За этот перелет 17 июня 1937 года Фабио Брунович Фарих был награжден орденом Ленина.

В августе 1937 года во время перелета из Москвы на Аляску через Северный полюс над Северным Ледовитым океаном пропал самолет ДБ-А «СССР Н-209» под командованием С.Леваневского. На поиски Леваневского были отправлены два отряда самолетов, укомплектованных экипажами, обученными слепым полетам в Арктике. Руководил экспедицией начальник Управления полярной авиации Главсевморпути М.И.Шевелев, отрядами командовали М.В.Водопьянов и Б.Г.Чухновский. В составе спасательной экспедиции Фарих принимал участие в полетах на Землю Франца-Иосифа. Весной 1938 года поиски были прекращены.

В ноябре 1939 года в начале советско-финской войны майор Фарих был призван в ряды ВВС и занимался подготовкой молодых пилотов. На бомбардировщике ТБ-3 он совершил двадцать боевых вылетов по тылам финской армии.
В годы Великой Отечественной войны подполковник Фарих совершил 18 боевых вылетов в глубокий тыл врага, занимался испытанием новых типов самолетов. В 1944 году он был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

В послевоенные годы Фарих продолжал работать на воздушных трассах Арктики — перевозил почту, грузы, пассажиров.

1 июля 1948 года он был арестован и осужден на 25 лет исправительно-трудовых лагерей. Лишь 26 июля 1956 года Фабио Брунович был освобожден, полностью реабилитирован и восстановлен на летной работе. В 1957 году по состоянию здоровья он ушел из воздушного флота.

С 1962-го по 1975 год бывший полярный летчик Фарих работал нормировщиком, а затем сторожем на заводе «Красный металлист».

Умер Фабио Брунович Фарих в Москве 2 июня 1985 года в возрасте 89 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды:
-орден Ленина;
-орден Трудового Красного Знамени;
-орден Отечественной войны 2 степени;
-медаль «За боевые заслуги».

1.Полярный лётчик Фабио Брунович Фарих.

Полярный лётчик Фабио Брунович Фарих.

2.Полярный лётчик Фабио Брунович Фарих.

Полярный лётчик Фабио Брунович Фарих.

Полярный лётчик Фабио Брунович Фарих.

3.Летчик Фарих на АНТ-4 Н-120.

Летчик Ф.Б.Фарих на АНТ-4 борт № СССР Н-120.

.

.

.
Список источников:
Братья Лойко. Неоконченная повесть.
Сайт музея Арктики и Антарктики (polarmuseum.ru).
Материалы сайта «История России в фотографиях».