Чухновский Борис Григорьевич (1898-1975).

Один из первых Полярных лётчиков.

Родился 28 (9) апреля 1898 года в Санкт-Петербурге. Когда ему было четыре года, семья переехала в Гатчину. В детстве Борис долго не мог решить, кем же он хочет стать. После русско-японской войны в газетах много писали в военно-морском флоте, публиковались фотографии кораблей и рассказы о подвигах моряков. Все это буквально захватило воображение мальчика. При помощи знакомых отца ему удалось побывать на ледоколе «Ермак» и даже на одной из подводных лодок. Тогда он твердо решил стать моряком.

В 1910 году в Гатчине был построен аэродром Авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы. Естественно, что у Бориса появились там друзья и знакомые. В 1915 году его впервые взяли в полет на «Фармане-7», и это произвело на Бориса неизгладимое впечатление. Теперь он решил стать летчиком, однако в марте 1917 года по настоянию отца поступил в Морской кадетский корпус. Пребывание в Корпусе оказалось очень недолгим. Через несколько недель он отправился в Гутуевскую школу морских летчиков. Так ему удалось совместить две своих мечты — стать одновременно и моряком, и летчиком.
В 1917 году он окончил школу морских лётчиков в Ораниенбауме и начал службу во флоте.

Участвовал в Гражданской войне на стороне красных в составе Воздушной бригады Волжско-Каспийской военной флотилии.
В 1922 году Борис Григорьевич возвращается в Петроград, и здесь море опять вторгается в его жизнь — он поступает в Военно-морскую академию. В то время он уже серьезно интересовался Арктикой и, конечно, мечтал об использовании авиации для освоения северных просторов страны. Еще в 1914 году русский военно-морской летчик Ян Нагурский впервые в мире совершил пять полетов в районе Новой Земли и доказал, что эксплуатация самолетов в арктических условиях возможна и имеет большое будущее. Несмотря на это, в 1924 году Чухновскому стоило большого труда убедить руководство Северной гидрографической экспедицией в том, что самолет может оказать неоценимую помощь в ее работе. Борис Григорьевич был включен в состав экспедиции. Ему выделили гидросамолет Ю-20. В целом, это была неплохая машина: скорость до 180 км в час, продолжительность полета 4 часа и хорошая прочность. Однако дюралевый корпус не мог защитить пилота от арктических морозов. А каждый полет был, как правило, длительным и дальним. Приходилось летать на ледовую разведку, проверять точность карт, наносить на них опасные для судоходства районы, фотографировать побережье, и многое, многое другое. Так было положено начало широкому использованию авиации в Арктике.

В октябре 1924 года Борис Григорьевич возвратился в Ленинград. Для экспедиции 1925 года было запланировано использование уже двух самолетов. Им предстояло самостоятельно совершить перелет в район радиостанции, расположенной у пролива Маточкин Шар. Перелет проходил по маршруту: Ленинград — Петрозаводск — Архангельск — Новая Земля. Он требовал от летчиков самоотверженности, героизма и умения выходить из сложнейших ситуаций, которые постоянно возникали в то время.

Экспедиции 1924-го и 1925-го годов обогатили Чухновского бесценным арктическим опытом, с тех пор Полярная авиация стала главным содержанием его жизни.

В 1928 году он вошёл в состав экспедиции по спасению экипажа потерпевшего катастрофу в Арктике дирижабля «Италия». Самолёт Чухновского «Юнкерс» ЮГ-1 был погружен на ледокол «Красин», совершал разведывательные полёты, 10 июля достиг лагеря Нобиле и сбросил на льдину припасы. 11 июля Чухновский обнаружил двух итальянцев — Мариано и Цаппи, которые за месяц до того вместе с Ф.Мальмгреном покинули лагерь и пытались добраться до Шпицбергена самостоятельно. На обратном пути самолёт совершил вынужденную посадку на льдину и повредил шасси. Чухновский в радиограмме настоял, чтобы «Красин» в первую очередь шел на спасение итальянцев, и экипажу самолета пришлось провести на льду пять суток. Этот самоотверженный поступок советских летчиков был по достоинству оценен не только в нашей стране но и международной общественностью. «Великодушным чемпионом Арктики» назвали Чухновского родственники спасенных итальянцев.

В последующие годы Борис Григорьевич участвовал в ледовой разведке Северного морского пути, в поисках самолета С.А.Леваневского и в прокладке новых воздушных трасс для Полярной авиации.
В 1932 году Борис Чухновский собирался испытывать орнитоптер «Летатлин», но из-за повреждений аппарата испытания не состоялись.
В 1935-1936 годах Р.Л.Бартини сконструировал самолёт ДАР (дальний арктический раведчик), Чухновский участвовал в его создании в качестве летчика-испытателя.
Самолет успешно прошел все испытания, но работы над его усовершенствованием были прерваны войной.

Бориса Григорьевича назначили заместителем командира авиаполка Северного флота. Начались боевые вылеты на разведку и на бомбежку вражеских позиций и военных объектов. Нередко приходилось вступать и в воздушные бои с «Мессерами» и «Фоккерами». Критических ситуаций во время этих полетов было много. Однажды экипаж Чухновского шел на бомбежку объекта в районе Петсамо. Неожиданно, недалеко от цели отказали сразу оба мотора. Самолет стал планировать. С большим трудом летчикам удалось запустить один мотор. На нем они отбомбили объект и едва дотянули до дома.

После войны Борис Григорьевич вернулся в Полярную авиацию. В 1946 году он оставил штурвал самолета, но еще 10 лет работал в этой области. До последних дней он занимался поисками новых технических решений, стараясь облегчить труд полярных летчиков. Чухновский прожил поистине героическую жизнь, которая была посвящена прекрасной цели — развитию Полярной авиации.

Умер 30 сентября 1975 года. Похоронен на Новом кладбище Гатчины.

Награды:
-орден Ленина;
-три ордена Боевого Красного Знамени;
-медали.

 

.
.
Список источников:
А.Пантелеев. Полярный летчик Чухновский.
С.Ф.Виноградов. В дерзновенном полете.