Многоцелевой учебный самолет Farman HF.VII.

Разработчик: Анри Фарман
Страна: Франция
Первый полет: 1911 г.0.Фарман.VII

«Farman HF.VII» (Ф-VII, «Фарман» гоночный, «Фарман» учебно-гоночный, «Фарман» военного типа). По схеме очень близок к самолету Farman HF.IV, но отличался монопланным горизонтальным хвостовым оперением на верхних поясах совершенно параллельных ферм. Его размеры были несколько меньше, передний руль иногда снимался или вовсе не ставился. На поведение самолета это мало влияло. На нем ставились двигатели «Gnome» мощностью 50, 60 и 70 л.с. и «Калеп» мощностью 60 л.с. Два сиденья на параллельных брусьях были вынесены далеко вперед. Обтяжка бывала и одиночная, и двусторонняя. Элероны свисали на стоянке. Скорость достигала 90 км/ч. На четырех самолетах «Фарман-VII» в 1912 году на Балканской войне русские летчики-добровольцы впервые приняли участие в боевых действиях.

«Фарман-VII» А.А.Агафонова. Был построен и оборудован на заводе Щетинина по заказу авиатора А.А.Агафонова для перелета Санкт-Петербург — Севастополь в 1913 году. На «Фармане-VII» были увеличены консоли верхнего крыла и установлены два больших дополнительных бензобака. Перелет из Санкт-Петербурга в Севастополь не состоялся, но на самолете совершались другие полеты.

«Фарман-VII» А.Ф.Красильникова. Хвостовое оперение вместе с фермами было взято от самолета «Фарман-XVI». На крыльях была рекламная надпись «Гильзы Катыка». На самолете совершались полеты над Москвой и сбрасывались листовки торговых фирм.

«Фарман Милитэр» («Военный» ). Самолет среднего типа между Ф-IV и Ф-VII, причем пояса ферм сходились на стабилизаторе, а руль направления был один, разделенный стабилизатором. Самолет по своим размерам был меньше, чем Ф-VII, двигатель мощнее, скорость больше. Самолет импортный, в России, по-видимому, был в одном экземпляре.

Следует отметить, что почти все «Фарманы» после Ф-IV имели временное название «Милитэр». Фирма Фарман и ее подражатели стремились как можно скорее заявить о пригодности очередного самолета к использованию в военных целях. Последний «Милитэр» был «Фарман-XXII».

«Фарман-IX» («Фарман военный», «Фарман-IX Дукса», «Военно-гоночный», «Милитэр»). По схеме он не отличался от самолета Ф-VII с передним рулем. Размеры были в общем те же. Завод «Дукс» строил его серийно, введя при этом обтекатель сидений в форме остроносой гондолы. В этом виде самолет назывался «Фарман-IX» завода «Дукс». Двигатель — «Gnome» в 70 л.с. Иногда передний руль снимался.

«Фарман-XI» («Фарман-11»). По схеме был близок к самолету «Фарман-XVI» Двигатель-«Gnome» в 60 л.с. Был в небольшом числе импортных экземпляров, хотя одно время предполагался как основной самолет русской военной авиации.

ЛТХ:

Самолет: Farman F.VII
Год выпуска: 1911
Длина самолета, м: 9,0
Размах крыла, м
-верхнего: 12,0
-нижнего: 7,0
Площадь крыла, м2: 31
Двигатель, марка: 1 х ПД «Gnome»
-мощность, л.с.: 1 х 50
Масса пустого, кг: 345
Масса топлива+ масла, кг: 75
Масса полной нагрузки, кг: 255
Полетная масса, кг: 600
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2: 19,4
Весовая отдача, %: 42
Макс.скорость, км/ч: 86
Скорость посадочная, км/ч: 60
Время набора высоты 500 м, мин: 7
Время набора высоты 1000 м, мин: 20.

1.Самолет Farman F.VII.

Самолет Farman HF.VII.

2.Farman F.VII на летном поле.

Самолет Farman HF.VII.

Самолет Farman HF.VII.

3а.Farman F.VII военной комиссии МОВ (Московского Общества Воздухоплавания). 15 сентября 1912 г.

Farman HF.VII военной комиссии МОВ (Московского Общества Воздухоплавания). 15 сентября 1912 г.

3.Farman F.VII Московской военной авиашколы. 1913 г.

Farman HF.VII Московской военной авиашколы. 1913 г.

3б.Farman F.VII № 12 из 2-го отряда ОВШ. Гатчина 1912-1913 гг.

Farman HF.VII № 12 из 2-го отряда ОВШ. Гатчина 1912-1913 гг.

3в.Чины российского авиационного отряда стоят перед аэропланом Farman F.VII № 8.

Чины российского авиационного отряда стоят перед аэропланом Farman HF.VII № 8.

3г.Русские и сербские авиаторы у Фарман-VII завода Дукс. 1912 г.

Русские и сербские авиаторы у Фарман-VII завода «Дукс». 1912 г.

Фарман-VII постройки завода «Дукс».

4.Farman F.VII. Рисунок.

Farman F.VII. Рисунок.

5.Farman F.VII с опознавательными знаками Болгарии. Рисунок.

Farman F.VII с опознавательными знаками Болгарии. Рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Журнал «Мир Авиации» № 04 за 1993 г. В.Куликов — Фарманы в России.
LIVEJOURNAL. AVIATOR_BOB. ЛОГОВО РЕТРОЗАВРА. На авиационных неделях…