Разведывательный и наблюдательный самолет Farman F.20 / F.22.

Разработчик: Farman
Страна: Франция
Первый полет: 1914 г.

Модификации семейства Farman F.XX и F.XXI отличались площадью крыльев и рядом незначительных технологических усовершенствований. Все три типа выпускались серийно на заводе фирмы Фарман в Билланкурте и на российских заводах Щетинина, Лебедева и «Дукс». Всего в России построено до 200 F.XX и F.XXII.

В 1914 году во Франции и в России был запущен в серию Farman F.XXII с улучшенной конструкцией тележек шасси (без противокапотажных лыж) и отличавшийся от трех предыдущих более прочным шасси, сделанным в виде пары гнутых из стальных труб дуг взамен N-образных стоек.

К началу Первой Мировой войны «Фарманы» различных модификаций были весьма популярны во всех странах Антанты. Объясняется это во-первых исключительной легкостью и простотой пилотирования, присущей всем изделиям Анри Фармана, а во-вторых — активной рекламой и авторитетом фирмы.

На западном фронте машинами Фармана были полностью оснащены 5 французских, 6 английских и 2 бельгийских эскадрильи. Но при этом слабая энерговооруженность F.XX, F.XXI и F.XXII сильно ограничивала боевое применение этих машин. Установка пулемета и принятие на борт даже небольшой бомбовой нагрузки резко ухудшали и без того невысокие летные характеристики «Фарманов», оснащенных маломощными ротативными двигателями. В результате к лету 1915 года на западе, а в начале 1916 года и в России их перевели в разряд учебных. Однако в период Гражданской войны хроническая нехватка самолетов как у красных, так и у белых заставила вновь использовать эти безнадежно устаревшие машины по их прямому назначению — в качестве разведчиков и самолетов связи. Последние HF.XXII, служившие в Севастопольской летной школе, были списали в 1923 году.

ЛТХ:

Модификация: F.XXII
Размах крыла, м: 15,00
Длина, м: 8,90
Высота, м: 3,20
Площадь крыла, м2: 41,00
Масса, кг
-пустого самолета: 430
-нормальная взлетная: 680
Тип двигателя: 1 х ПД «Gnome»
-мощность, л.с.: 1 х 80
Максимальная скорость, км/ч: 90
Крейсерская скорость, км/ч: 84
Практическая дальность, км: 300
Продолжительность полета, ч.мин: 3.30
Cкороподъемность, м/мин: 37
Практический потолок, м: 2500
Экипаж, чел: 2
Вооружение: Не предусмотрено. Иногда в частях ставили подвижный пулемет «Colt», «Vickers» или «Lewis» на шкворне у летнаба.

Farman F.XX.

2.Farman F.XX ВВС Франции.

Farman F.XX ВВС Франции.

3.Farman F.XX ВВС Швейцарии.

Farman F.XX ВВС Швейцарии.

4.Farman F.XX ВВС Швейцарии.

Farman F.XX ВВС Швейцарии.

Farman F.XX РИВВФ на лыжном шасси.

Farman F.XXII.

5.Farman F.XXII ВВС Швеции.

Farman F.XXII ВВС Швеции.

6а.Farman F.XXII РИВВФ.

Farman F.XXII русской авиации.

6б.Farman F.XXII РИВВФ.

Farman F.XXII русской авиации.

Русский летчик в кабине самолета Farman F.XXII.

7.Гидровариант Farman F.XXII.

Гидровариант Farman F.XXII.

«Фарман XX; XXII». Рисунок.

8.Farman F.XX. Чертеж 1.

Farman F.XX. Чертеж 1.

9.Farman F.XX. Чертеж 2

Farman F.XX. Чертеж 2.

10.Farman F.XXII. Схема.

Farman F.XXII. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Вячеслав Кондратьев. Разведывательные самолеты Первой мировой войны.
Сергей Острожинский. Доисторическая Авиация — Farman HF.15/16/20.
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты.
Сайт «Уголок неба». 2008 г. страница: «Farman HF.20/22».