Многоцелевая летающая лодка ДАР.

Разработчик: Бартини
Страна: СССР
Первый полет: 1935 г.dar

В годы второй пятилетки началось активное освоение Северного морского пути. В этом деле важная роль принадлежала авиации. Однако самолетов, приспособленных к эксплуатации в специфических условиях Арктики, почти не строилось. Для воздушных перевозок и ледовой разведки использовались снятые с вооружения военные машины или обычные транспортные самолеты. По предложению известного полярного летчика Б.Г.Чухновского группе конструкторов, возглавляемых Р.Л.Бартини, поручили спроектировать специальный самолет, пригодный для работы на Севере, в частности, для ведения ледовой разведки и проводки караванов судов.

Такой самолет ДАР (дальний арктический разведчик) в конце 1935 года был построен. Схема его — летающая лодка с двумя двигателями по 860 л.с., способная производить посадку на воду, на снег и лед и взлетать с них. Корпус лодки, каркас крыла (его площадь 100 кв.м) и оперения — из нержавеющей стали. Обшивка — полотно. Чтобы освободить заднюю часть крыла, под мощные посадочные щитки на самолете впервые в мире применили двойные элероны. Самолет обладал хорошими летными и эксплуатационными качествами.

При нахождении гидросамолета на воде, снегу или льду «жабры» с поплавками, имевшими «колею», равную 7,0 м, обеспечивали ему поперечную остойчивость, а в полете создавали дополнительную подъемную силу. Продольная и поперечная форма днища двухреданной лодки ДАР выбиралась из условия обеспечения не только хорошей мореходности, но и возможности выполнения взлета и посадки на лед или снег, выхода в случае необходимости из воды на пологую ледовую или снежную поверхность. В связи с этим на самолете ДАР использовалась лодка, близкая по форме к лодке самолета Дорнье «Валь», которая на конце переднего редана имела плоскую поперечную площадку, плавно переходящую в направлении к носу к обычной слабо килеватой форме. Для улучшения скользящих амортизирующих свойств плоского ледового редана самолета ДАР, ширина которого была равна 1 м, по его краям устанавливались специальные полозья шириной 320 мм, с внутренней амортизацией. Они выполнялись из нержавеющей стали с гофрированными боковыми стенками, допускавшими вертикальное перемещение, и резиновыми камерами внутри полозьев, которые амортизировали посадочный удар и делали посадку самолета на твердую поверхность достаточно мягкой.

Кроме того были приняты меры по уменьшению посадочной скорости самолета ДАР: его крыло имело сравнительно небольшую нагрузку на площадь (72 кг/кв.м) при нормальной полетной массе, по задней кромке крыла самолета на 77% полуразмаха устанавливались весьма эффективные посадочные щитки типа Цап, а по концам крыла имелись так называемые «плавающие элероны», задние секции которых могли одновременно отклоняться вниз и работать как посадочные щитки.

После посадки на воду выходил на лед, а потом взлетал со льда и снега. Скорость ДАР — 240 км/час, потолок — 5500 м, дальность — до 2000 км. Вес пустого — 4820 кг, нормальный взлетный — 7200 кг, в перегрузочном варианте — до 9000 кг.

Самолет ДАР прошел заводские летные испытания в конце 1935 года и весной 1936 года. Летал Б.Г.Чухновский с бортмехаником В.И.Чечиным и ведущим инженером И.А.Берлиным. В процессе испытаний выполнялись взлеты с воды и посадки на лед. После посадки на воду ДАР мог самостоятельно выруливать на берег и продолжать полет, взлетая со льда. В перегрузочном варианте при полной заправке топливом и с полетной массой 9000 кг продолжительность полета ДАР достигала 20 ч.

Тем не менее, несмотря на достаточно хорошие характеристики и заказ пяти самолетов ДАР полярной авиацией, они серийно не строились, главным образом из-за сложности производства: отечественная промышленность в то время еще не располагала в нужном количестве сложным сварочным оборудованием, способным обеспечить производство даже малой серии таких самолетов.

Одновременно с работами по самолету ДАР, обладавшему рядом уникальных свойств, конструкторская группа И.В.Четверикова вела разработку дальнего арктического разведчика АРК-З, который являлся обычным двухдвигательным гидросамолетом с меньшими геометрическими размерами и массой, чем ДАР Р.Л.Бартини, но со значительно большей скоростью и максимальной дальностью полета до 3000 км.

ЛТХ:

Модификация: ДАР
Размах крыла, м: 27,40
Длина, м: 19,00
Высота, м: 2,85
Площадь крыла, м2: 100,00
Масса, кг
-пустого самолета: 4820
-нормальная взлетная: 7200
-максимальная взлетная: 9000
Тип двигателя: 2 х ПД Hispano-Suiza 12
-мощность, л.с.: 2 х 860
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте: 229
-у земли: 240
Практическая дальность, км: 2000
Практический потолок, м: 5500
Экипаж: 2.

 

Летающая лодка ДАР.

ДАР. Схема.

ДАР. Схема

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Бартини ДАР».