Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95К-22.
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: Россия
Первый полет: 1975 г.
Дальнейшее усиление ПВО вероятного противника в начале 70-х годов снизило вероятность прорыва к цели Ту-95КМ. Поэтому появились предложения о переоборудовании этих самолетов под комплекс К-22, включавший крылатые ракеты Х-22 с автономной системой наведения и большей скоростью полета. Поисковые работы в этом направлении были проведены в отделе технических проектов ОКБ-156 еще в 1963 году, но соответствующее решение Совета Министров последовало только через 10 лет, в феврале 1973 года. Самолет получил новое обозначение Ту-95К-22, а комплекс — К-95-22.
31 января 1973 года на куйбышевский авиазавод для доработки под новый комплекс поступил специально выделенный ВВС серийный Ту-95КМ. Но работы по технической документации ОКБ начались только в мае 1974 года. Переоборудование заключалось в следующем: на место хвостовой пушечной установки поставили унифицированный отсек с аппаратурой РЭБ, РЛС «ЯД» заменили на «ПНА-Б», установили аппаратуру подготовки и запуска ракет «Кама», балочный держатель БД-206 снабдили переходником под ракету Х-22, под крылом между внутренними двигателями и фюзеляжем для подвески Х-22 установили два балочных держателя БД-45К, взятых с Ту-22М. Самолет получил возможность нести одну крылатую ракету под фюзеляжем или две — под крылом.
30 октября 1975 года переоборудованная машина совершила первый полет. Испытания и доводки комплекса продолжались до начала 80-х годов. В 1981 году начались боевые пуски ракет Х-22. Параллельно шло переоборудование Ту-95КМ в Ту-95К-22. В 1987 году новый комплекс приняли на вооружение. Несколько самолетов были оборудованы подкрыльевыми фильтрогондолами, что дало возможность использовать их также для радиационной разведки. Кодовое обозначение НАТО — «Bear-G».
ЛТХ:
Модификация: Ту-95К-22
Размах крыльев, м: 50,04
Длина, м: 46,17
Высота, м: 12,5
Площадь крыла, м2: 283,7
Масса, кг
-пустого самолета: 90000
-максимальная взлетная: 185000
Тип двигателя: 4 х НК-12МВ
Тяга, кгс: 4 х 15000
Максимальная скорость, км/ч: 910
Дальность полета, км: 10500
Практический потолок, м: 11600
Экипаж, чел: 9
Вооружение: две 23-мм пушки двухствольные ГШ-23, 1 х КР Х-20 комплекса К-20, подвешиваемая под фюзеляжем в районе бывшего грузоотсека, там же 1 х КР Х-22М, либо 2 — под крылом.
Ту-95К-22.
Ту-95К-22 с самолетом-снарядом Х-22М.
Ту-95К-22 на стоянке.
Ту-95К-22 с ракетами Х-22.
Ракеты Х-22 на Ту-95К-22.
Ракеты Х-22 на Ту-95К-22.
Ту-95К-22 в полете.
Ту-95К-22 в полете.
Ту-95К-22 в полете.
Ту-95К-22 в музее Дальней авиации.
Ту-95К-22 в музее Дальней авиации.
Носовая часть Ту-95К-22.
.
.
Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
ОАО «Туполев» : От АНТ-1 до Ту-334.
Техника и вооружение. Р.Ангельский. Средство доставки.
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Рождение Ту-95.
Авиация и Время. Владимир Ригмант, Ефим Гордон. Цель- Америка.
Авиация и Космонавтика. Владимир Ригмант. Ту-95.
Крылья Родины. Николай Якубович. Межконтинентальный бомбардировщик: Еще раз о Ту-95 и его модификациях.
Авиация и Время. Ту-95, постановка задачи.
Крылья Родины. Дмитрий Антонов, Владимир Ригмант. Из досье русского «Медведя».
Вестник Воздушного Флота. Владимир Ригмант. Туполевские «Ястребы».
Роман Астахов. Русская Сила. Стратегический бомбардировщик и ракетоносец Ту-95.